DEITA.RU
DEITA.RU

Елена Кулинок: «Каждое поколение детей имеет свои литературные предпочтения»

Культура
Приморье

Елена Кулинок: «Каждое поколение детей имеет свои литературные предпочтения»

Приморской краевой детской библиотеке в этом году исполнилось 58 лет. Чем живёт библиотека, что интересует современных детей, что такое библиотечный брейн-ринг и каким-таким полезным вирусом можно «заразить» детей, DEITA.RU рассказала директор Приморской краевой детской библиотеки Елена Кулинок.

- Елена Ивановна, какие задачи стоят перед детской библиотекой?

- Наша главная задача - воспитывать читателя. Формировать у детей интерес к чтению, развивать его и поддерживать. Мы должны заразить его вирусом чтения, поймать интерес и желание листать страницы, рассматривать иллюстрации, воображать и фантазировать, составлять свой изобразительный ряд, воспринимать устную речь, чтение вслух. Научить слышать и слушать, понимать текст и оценивать его – нравится или не нравится и почему. Дети имеют свои собственные, ярко выраженные интересы. Смысл работы библиотеки заключается в том, чтобы выявить запросы и способности детей. Для разного возраста читателей есть свой круг литературы. Наша забота - выбирать хорошую литературу и предлагать её детям. Библиотеке необходимо создавать для ребят комфортную, привлекательную и развивающую книжную и электронную среду.

- Дети какого возраста могут посещать библиотеку?

- Раньше формально считалось, с пяти до пятнадцати лет. Сейчас мы допускаем и более ранний возраст. Записываем ребёнка в библиотеку, родители приходят с ним и берут для него книжки. Это и удобно, и полезно. Книги дорогие, так что для бюджета многих семей библиотека - спасение. Один папа восторгался: «Да у вас тут Клондайк!». В фонде много книг для дошкольников и малышей: музыкальные и звуковые, вырубки, книжки-игрушки и книжки-непромокашки, с которыми можно купаться, они не промокают. Такие книжки есть в читальном зале и на абонементе.

- Много ли у вас читателей?

- В настоящее время зарегистрировались пять с половиной тысяч читателей. В нашу библиотеку приезжают дети со всего города. Конечно, большую часть составляют любители чтения из нашего микрорайона. В первом полугодии читателям выдано более ста двенадцати тысяч книг, журналов и других изданий.

- Елена Ивановна, вы работаете с детьми давно. Насколько дети изменились, насколько изменились их литературные интересы?

- Дети заметно меняются. Каждое поколение имеет свои приоритеты, интересы, свои литературные предпочтения. Сейчас большое увлечение фэнтези, комиксами. Графический ли это роман или иные разновидности такого направления литературы.

- Есть ли в формате комикса достойная литература, как вы считаете?

- Наверняка есть. У нас пока маленький опыт. Поэтому не могу ответить однозначно. Мы к этой литературе только приобщаемся. На самом деле в библиотечной среде идёт активное обсуждение, что у этого направления литературы, или жанра, действительно есть развитие, свой читатель и издательская практика, есть своя будущность.

- То есть дети меняются, их запросы меняются, и вы реагируете на это?

- Непременно. Есть разные побудительные факторы, почему дети читают. Понятно, что дети будут читать произведения школьной программы – это доминирующий мотив. Есть фактор, который помогает разнообразить круг детской литературы – это внеклассное чтение. И главное – дети должны читать по своему интересу. Есть заданные векторы чтения, а есть то, что ребёнок сам хочет и может читать. Мы должны его понять, найти для него такую литературу и предложить прочитать. Для нас важна возможность неформального общения с читателем и удовлетворение его индивидуальных личностных интересов. Меняется реальность, меняются дети. Но во все времена они хотят читать литературу, благодаря которой они могут узнать мир, в котором живут. Поэтому в библиотеке должны быть произведения о проблемах подростков, их переживаниях, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

- Сейчас дети читают мало, это общеизвестный факт. Что ребенок получает, читая книги, ну и, соответственно, чего он лишается, не читая?

- Внешние наблюдения действительно показывают, что современные дети читают меньше. Но факт и то, что сохраняется большая категория с удовольствием читающих детей и подростков. Они не теряют интереса к книге и, я уверена, сохранят его, став взрослыми. Чтение художественных книг развивает в ребёнке образность мышления, обогащает интеллектуально и эмоционально, расширяет кругозор, будит фантазию. Книги помогают накапливать знания, получать нужную, полезную и интересную информацию. Соответственно, лишая себя общения с книгой, ребёнок ограничивает развитие своего потенциала. По крупному счёту мы должны научить ребёнка и подростка общаться с книгой; дать ему понять, что она может стать советчиком, помощником, надёжным попутчиком и другом. Ни одна домашняя библиотека не может соперничать по объёму с общественной. Наши специалисты профессионально занимаются изучением детской и подростковой литературы, чтобы уметь найти и посоветовать нужную книгу по интересу и запросу читателя.

- Зачем и с какими запросами приходят в библиотеку читатели?

- Просят найти книгу по названию или конкретную книгу отдельного автора. Подготовить сообщение или написать реферат, подобрать материал к докладу или проекту, прочитать книгу об исторических событиях или известной личности, климатических катаклизмах или техногенных катастрофах. Библиотекари могут помочь подобрать материал к любому празднику, юбилею писателя, художника, музыканта, ученого, переводчика и многому другому. Случаются забавные и любопытные ситуации. Например, спросили: «Кто автор рассказа, в котором идет речь о собаке, спасшей во время пожара куклу?». Или просили дать «летние книги» - в которых описываются летние события, или подобрать смешные рассказы о школе. Подобных историй много. Порой не сразу можно понять, что хочет читатель. Кроме того, дети могут посмотреть фильм в медиатеке, выйти в интернет за нужной информацией в компьютерном зале, посетить творческое занятие, научиться делать оригами или смэшбук.

- То есть к вам можно приходить не только за книгами? У вас проходят ещё какие-либо интересные мероприятия?

- Да. И не мало. Мы работаем в разных форматах: конкурсы, акции, брейн-ринги, квесты, арт- чтения, краеведческие игры, проходят встречи с писателями, мини-спектакли и многое другое. Как краевая библиотека мы играем роль творческой площадки: изучаем и адаптируем разные методы и приёмы в работе с детьми. Мы ищем такие формы, которые их привлекут, заинтересуют и помогут найти новых друзей, новые впечатления, новые эмоции.

Помимо обобщения и применения библиотечного опыта, создаем свои собственные программы и практики. Оцениваем результат – получается, не получается. Что-то меняем, придумываем и обновляем. С коллегами мы постоянно учимся друг у друга. Программы реализуем как локальные, внутрибиблиотечные, так и краевые и межрегиональные.

Например, весной организовали и провели литературно-географический брейн-ринг «По следам водителей фрегатов» к 115-летию автора книги Николая Чуковского. В брейн-ринге участвовали команды Приморской краевой, Магаданской и Сахалинской детских библиотек.

В ноябре стартует онлайн-спринт «Крылья, разносящие мысли». Эта будет уже индивидуальная работа читателей. К участию в нем приглашаются подростки со всего Дальнего Востока. Подобный онлайн-спринт прошел год назад и был посвящен 80-летию Приморского края «А что есть в Приморье?». Его результаты вдохновили читателей, библиотекарей и родителей.

К 220-летию А. С. Пушкина организовали межрегиональный конкурс художников-иллюстраторов «И строчка каждая рисунком хочет стать…». На конкурс поступило более 500 творческих работ от читателей Приморского края и Сахалинской области. В апреле провели межрегиональную акцию «А я придумал слово…» по творчеству детского поэта, прозаика, переводчика Ирины Токмаковой. Литературные и познавательные встречи подготовили специалисты 269 учреждений: детских, публичных и школьных библиотек, центров дошкольного развития и детских клубов. С произведениями Ирины Токмаковой познакомились десятки тысяч дошкольников и младших школьников Приморья и Сахалина.

В этом году начали совместный проект «Как сквозь волшебное стекло» с Приморским драматическим театром молодёжи. Актёры в библиотеке выразительно читают детям отрывки из произведений современных авторов. Чтения-арт дополняются творческими паузами. Такие встречи полюбились и читателям, и родителям.

- Какую работу ещё вы проводите, как краевая библиотека?

- Прежде всего, наша библиотека - методический центр. В крае работают 37 специализированных детских библиотек. Мы ответственны за то, чтобы в каждом районе была профессиональная работа с детьми. Библиотекарям мы помогаем и оказываем разную поддержку. Информируем о современной детской и подростковой литературе, которая сейчас востребована. Издаём методические и информационные материалы: дайджесты, выпуски краеведческих и литературных серий. В районных и городских библиотеках формируется фонд методических изданий. Для специалистов библиотек проводим тематические и практические семинары. В июне состоялся семинар «Библиотека – территория чтения и творчества», на котором присутствовали представители 7 городов и 7 районов Приморья. Наша задача - объединять библиотеки края, создавать площадки для обмена опытом, чтобы каждый на местах, используя свой ресурс, мог предложить условия для развития детей.

Ирина Павленко

Популярное
Тест
Авторская колонка
На чем вы экономите?





Выбор редакции
Последние новости
Другие новости:

В Чернобыле продолжают бушевать пожары

18 апреля 2020, 22:36
Общество
Природа
В Мире

В Чернобыле продолжают бушевать пожары

Официальный представитель российского МИДа Мария Захарова заявила, что Москва готова оказать помощь в тушении пожаров, бушующих в районе Чернобыльской АЭС, однако соответствующих просьб со стороны Украины пока не поступало, сообщает DEITA.RU.

В Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям заверили, что пожарные ликвидировали открытый огонь в чернобыльской зоне отчуждения, однако спустя три дня площадь пожара увеличилась более чем в три раза, достигнув 35 га.

Ранее сообщалось, что в зоне Чернобыльской АЭС продолжается тление травяного настила и пней. К тушению привлечены 716 человек и 166 единиц техники.