DEITA.RU
DEITA.RU

Не быть марионеткой: современная премьера – «Горка» в Театре молодёжи

Культура
Приморье

Не быть марионеткой: современная премьера – «Горка» в Театре молодёжи

Второй премьерный спектакль нового сезона Приморского театра молодёжи вновь удивил зрителей. Театр, похоже, поставил перед собой задачу: познакомить местную публику с разнообразием театральных форм, в приморской столице прежде не виданных. И раз за разом на сцене «молодёжки» ставят эксперименты, открывающие, какой же он может быть – современный театр. Об этом сообщает DEITA.RU.

Надо отметить, что специалистам известен феномен региональной окраины: то, что уже хорошо принято и активно развивается в центрально-столичной части России, к нам, к берегам «Тихого и великого», приходит с опозданием, примерно лет на пять, а то и более. Проявляется этот феномен и через театр. Актуальная и востребованная в мире форма - «современный театр» во Владивостоке мало опробована и пока ещё «с прищуром» принимается зрителями. Но надо отдать должное, с всё большим интересом.

Позволю себе остановиться на определении «современный театр» в более широком аспекте - «современное искусство». Слово «современное» расшифровывается прямо: «соответствующее времени». Классика была, есть и будет - и в художественном, и музыкальном, и театральном искусстве, с этим никто не спорит. Но мир постоянно претерпевает изменения - таков закон мироздания. 120 лет назад Чеховская «Чайка» провалилась с треском. Театралы оказались не готовы к новым драматургическим приёмам. «Театр дышал злобой», - делился Чехов с Немировичем-Данченко впечатлением от реакции зрителей. А над первой выставкой художников-импрессионистов, которые во второй трети XIX - начале XX веков буквально ломали отношение к устоявшимся канонам в живописи, многие откровенно смеялись.

Сейчас это звучит забавно, то, что классик русской литературы Антон Павлович Чехов мог оскорбить общество новизной, нарушив границы устоявшегося на тот момент «дозволенного». И мы знаем, что прошло время, и многие работы импрессионистов оценены, как шедевры.

Но вернёмся к Театру молодёжи и его очередному, последовавшему за недавней, надо отметить, очень нетривиальной премьерой «GROZA2059», новому эксперименту - «Горка».

Пьеса «Горка» драматурга из Нижневартовска Алексея Житкова вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка» 2018 года. Пьеса  вызвала огромный интерес - её ставят по всей стране. Известно, что недавно премьера спектакля состоялась в знаменитом Театре на Таганке, в Москве. Также известно, что над «Горкой» в настоящее время работает ещё ряд театров по всей России.

На сцене Приморского театра молодёжи спектакль поставил выпускник ГИТИСа, молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Павел Макаров.

Пьеса «Горка» о том, как молодая воспитательница детского сада Настя должна подготовить новогодний утренник и построить во дворе ледяную горку для своей группы «Пчёлка». История нанизана на виртуальную линию родительского чата. О, эти родительские чаты! Они и помощь, и каналы информационного «дурдома». «Горка», созданная Павлом Макаровым, не комедия, спектакль нельзя назвать весёлым, но он очень, очень смешон. Смешон, потому что узнаваем. И на это узнаваемое зрители реагируют дружным смехом. «Горка» - это скорее сатира, высмеивающая наш зомбированный мир, где люди мыслят штампами, где телевизор - в буквальном смысле «зомбоящик». Мир, где люди, сами того не замечая, превращаются в марионеток, подчиняющихся бездумным, бездушным, кем-то насаженным правилам.

Надо отметить, что о бездумности и бездушии создающих из людей марионеток писали и Гоголь, и Салтыков-Щедрин, и другие наши прекрасные классики, и высмеивали за «мертвечину человеческих душ», выворачивая её сатирой на изнанку. Но не было в жизни наших великих русских классиков «зомбоящиков», ватсапов и прочей гаджетной радости. И, кстати, детских садиков, со всем прилагающимся, в том числе с реальностью «родительских чатов», в те времена тоже не было. А у нас есть. И появляются новые «Салтыковы-Щедрины», вытаскивающие на поверхность то, что мы обычно даже не замечаем…  Потому что внутри колеса и просто бежим: «я белка, белка, белка, несусь по колесу…».

Формы меняются, суть остаётся. Остаётся и вопрос: как снять с себя, фигурально выражаясь, «чары социального заклятья»… «Горка» на сцене Театра молодежи поставлена на символах. Символы – это коды, значение которых каждый зритель для себя расшифрует сам. Потому что нет единого решения, нет единой формулы для всех. Есть колесо. В прямом смысле – в «Горке», поставленной Павлом Макаровым на сцене Театра молодёжи, есть колеса, много колёс. И колесо – это символ, и каждый может почувствовать и расшифровать его по-своему. И надо признать, что «детский сад», описанный Алексеем Житковым – это только метафора.

Форма постановки, применённая в «Горке», непривычна, даже мягко говоря, непривычна. Павел Макаров со своей командой поставил откровенный «сюр», и это не о смысловой составляющей пьесы Алексея Житкова, там это само собой разумеющееся. Речь о форме - как это подано. И это примут не все. Но есть смысл в том, чтобы театр был разным. Потому что мы все разные. Мы думаем, чувствуем, видим мир по-разному. И мы, очень хочется верить, - не марионетки.

Ирина Павленко


Рецензент Ирина Павленко

Культурный обозреватель.

Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление».

Освящает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикации на информационном портале DEITA.RU, в журнале «Дальневосточный капитал».

Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.

Популярное
Тест
Авторская колонка
Выбор редакции
Последние новости