DEITA.RU
DEITA.RU

Кому на Дальнем Востоке жить хорошо и почему не работают преференции для региона

Дальний Восток
Экономика

Кому на Дальнем Востоке жить хорошо и почему не работают преференции для региона

Доктор экономических наук Александр Латкин объяснил низкую эффективность льготных механизмов в ДФО

Преференции и механизмы, конечно, давно работают, однако того экономического эффекта, который им предсказывали и от них ожидали, отчего-то пока не видно, сообщает DEITA.RU. То счетная Палата РФ во всеуслышание заявит, что эффективность, мягко говоря, не та. То Минвостокразвития презентует какое-то очередное прорывное направление в развитии регионального хозяйства, правда в итоге презентации чиновники заявят, что рост составит 2-3 процента и то, через 10 – 15 лет. Похоже, все это не стоит даже тех копий, которые были сломаны на заре запуска этой комплементарной системы, когда региональный бизнес всерьез опасался, что вот сейчас его потеснят-раздавят федеральные-иностранные игроки, как мухи на… мед слетевшиеся к дальневосточным ТОРам и СПВ.  Однако не случилось…

На протяжении последних пяти лет в Дальневосточном федеральном округе работает несколько режимов преференций для коммерческих компаний – Территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Однако, несмотря на льготные механизмы, в разных социально-экономических рейтингах субъекты ДФО по-прежнему падают, приближаясь к концу списка. С чем связано такое состояние дел и почему не работают  принятые преференции, ИА DEITA.RU объяснил доктор экономических наук Александр Латкин.

По словам экономиста, субъекты ДФО практически всегда занимали низкие позиции в рейтингах, а особые экономические зоны в том или ином виде есть и в других федеральных округах страны. К примеру, ТОРы также представлены в семи областях в центральной части России, а режим СПВ расширили на многие города Дальнего Востока. Здесь стоит вспомнить слова полпреда Президента Юрия Трутнева, который в принципе и не скрывает, что условия работы, в том числе и с точки зрения государственных преференций, в той же Москве лучше, чем на дальневосточной окраине. Ему же вторил и первый «дальневосточный министр» Александр Галушка, говоря про еще один распиаренный проект «Дальневосточный гектар» - «это не про экономику…».

Как ни странно, вот и получается, что многие объявленные и презентованные экономические проекты в регионе, они как бы и не про экономику… В 2016 – 2017 годах, например, вдруг все вспомнили про международные транспортные коридоры (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2», проект, кстати еще начала-средины 90-х годов, но тогда он не заработал. Вновь о нем заговорили в 2007 – 09, привязав к китайской стратегии «Выхода за рубеж» и «Модернизации старых промышленных баз Северо-Востока Китая» и… снова незадача. А появившиеся во второй декаде нулевых на Дальнем Востоке чиновники и губернаторы из Москвы, очевидно, про первые две попытки не слышали, а местных просто и не слушали… Так что на всякие стратегии МТК потратили еще не одну сотню бюджетных миллионов и льгот, а теперь вот про них опять скромно даже не вспоминают. И это мы еще не вспомнили про всякие туристические кластеры – тоже локомотивы развития экономики ДВ, канувшие в Лету.  

Вернемся к оценкам специалиста, да, результатов пока нет, но: «Другой вопрос, что мы действительно не на передовых местах по экономическому развитию», комментирует Латкин.

«По итогу 2019 года вместе с аспирантами мы делали расчеты, которые показали, что благодаря ТОР и СПВ доходная часть региональных бюджетов в среднем увеличилась на 1,25%, а в Приморье это значение выше. Поэтому экономическое развитие идет, но не такими быстрыми темпами, как нам хочется. На это есть много причин, среди которых показатель спроса населения, показатель емкости рынка ДФО», - рассказал Александр Латкин.

Один из примеров отсутствия внутреннего спроса – это строительство завода Hyundai под Артемом, где планировали запустить производство энергосберегающих продуктов, отметил он. Инициатива одного из градоначальников города Владимира Новикова (в настоящее время депутата Госдумы). На создание производства корейские инвесторы потратили 350 млн. долларов, однако на сегодня в построенном заводе разместилась компания «Доброфлот», а корейцы закрыли производство.

Еще одной причиной отставания является отсутствие в регионах промышленного производства, которое могло бы производить конкурентную продукцию для стран АТР.

«У нас не производится конкурентная продукция, которую мог бы приобретать Китай. Причина известна - сильное технологическое отставание страны и регионов ДФО. В связи с этим и низкие места в социально-экономических рейтингах у регионов ДФО», - заключил Александр Латкин.

Но согласитесь, соперничать в промышленном производстве с «Дальневосточными тиграми» - весьма амбициозная задача.

Очевидно, в ближайшие годы, пока правительство или близкие к нему структуры не выработают действительно жизнеспособную, пусть и не столь бравурную программу развития региона, нам предстоит оставаться свидетелями запуска проектов, основной реальной целью которых будет оставаться возможность генерирования максимально удобоваримой отчетности для федерального центра при минимально возможных трудозатратах для самих «реализаторов» - уполномоченных министерств и ведомств.

 

 

Популярное
Тест
Авторская колонка
Выбор редакции
Последние новости
Другие новости:

Роструд советует работодателям избегать командировок в Китай

29 января 2020, 17:46
Экономика
Общество
В России

Роструд советует работодателям избегать командировок в Китай

Федеральная служба по труду и занятости рекомендует работодателям воздержаться от командирования сотрудников в КНР, сообщает DEITA.RU.

Как указано в сообщении на официальном сайте ведомства, Роструд рекомендует планировать командировки сотрудников, учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку в Китае. Желательно воздержаться от посещения Китайской Народной Республики до момента, когда ситуация стабилизируется.

Роструд напоминает, что работодатель обязан обеспечить безопасные условия работы. Кроме того, ведомство указывает, какие категории сотрудников вправе сказать твердое «нет» на предложение рабочей поездки. К ним можно отнести матерей с детьми до 3 лет, родителей-одиночек или опекунов, которые воспитывают малыша до пяти лет, сотрудников, которые ухаживают за детьми-инвалидами и некоторые другие.

На отдельные категории граждан распространяется абсолютный запрет на командировки в соответствии с законодательством. Так, дамы «в положении», сотрудники, не достигшие 18 лет, (если они не спортсмены или работники творческой индустрии), сотрудники, работающие по ученическому договору и ряд других сотрудников.

Напомним, в Китае на данный момент сохраняется острая эпидемиологическая ситуация. По данным портала Национального комитета здравоохранения Китая в Поднебесной насчитывается более шести тысяч человек с подтверждённым диагнозом коронавируса.

Софья Корф