Эксперты Приморского регионального отделения «Деловой России» предлагают меры по расширению российско-китайского экономического сотрудничества, вопрос, который лидеры двух стран на прошлой неделе обсуждали в Москве. Своим мнением о необходимости расширения совместных российско-китайских деловых инициатив ИА «Дейта.ру» прокомментировал лидер приморских «делороссов» Алексей Тимченко

- Алексей Павлович, насколько обсуждавшиеся Владимиром Путиным и Си Цзиньпинем вопросы касаются Приморского края?

- Касаются непосредственно, напрямую. Речь ведь в значительной степени шла о развитии экономического сотрудничества между нашими странами как крупнейшими экономическими системами Азиатско-тихоокеанского региона. А оно, по сути, осуществляется в двух форматах – между крупными государственными компаниями или корпорациями и на региональном уровне в форме приграничной торговли, инвестиционного сотрудничества и так далее. И вот на сегодняшний день наш регион занимает уникальное положение, поскольку на его территории осуществляются оба эти формата – созданы территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, через территорию региона идет экспорт в Китай российских углеводородов, здесь же осуществляется активное приграничное сотрудничество, туризм и так далее. И вот тут мы и должны расширять форматы работы с предпринимательским сообществом Китая, тем более, что направлений для этого сотрудничества достаточно много.

- О чем может идти речь в первую очередь, что тут приоритетно для региона?

- Если говорить о том, что актуально для Приморского края, да и Дальнего Востока вообще, то одним из приоритетов будет, безусловно, сельское хозяйство. На встрече лидеров двух государств принято решение о том, что будет расширен экспорт российской пшеницы в Китай, в перспективе вообще увеличится вывоз российских зерновых культур. Добавим к этому, что современный Китай постоянно увеличивает спрос на различные продукты питания, в особенности экологически чистые, производимые по современным технологиям и так далее. Это и кондитерские изделия, и напитки вроде кваса, и чистая бутилированная вода и многие другие товарные категории. Поэтому пищевая промышленность и современный агротехнический комплекс – это как раз те отрасли нашей экономики, которые могут получить новый импульс в свете принимаемых на межгосударственном уровне решений. Естественно, мы должны стремиться к созданию не просто конкурентноспособной продукции, но и соответствующих производств – современных, с высококвалифицированными рабочими местами.

- У «Деловой России» есть опыт работы с китайскими партнерами?

- Да, конечно. В этом году у нас была делегация предпринимателей одной из северо-восточных провинций Китая, которые как раз интересуются широким спектром вопросов – начиная от инвестиций в наши производства и заканчивая приграничной торговлей. Кроме того, ряд компаний и предприятий, являющихся членами «Деловой России», активно взаимодействуют с китайскими партнерами, поэтому мы понимаем ожидания нашего «восточного соседа» и те сферы деятельности, которые привлекательны для китайского бизнеса здесь. Это, например, тот же туризм, хотя эта сфера у нас имеет большой потенциал, но развивается крайне медленно – тут надо создавать систему туристических маршрутов, связанных с объектами культурного наследия – памятниками истории и культуры, уникальными природными объектами и так далее. Турист, который попадает на нашу территорию, должен получать здесь комплексные услуги, которые должны касаться максимального количества отраслей сферы обслуживания и экономики – ведь то же производство сувенирной продукции это, как правило, классический малый бизнес, развитие которого для нашего региона тоже является важнейшей задачей…

- Кстати, обсуждается ведь и вопрос о введении зоны «безналоговой торговли» - «tax free» - в Приморском крае…

- Совершенно верно, это актуально, прежде всего, для туризма, когда покидая страну, иностранец может получить возмещение налогов, уплаченных в составе общей стоимости купленных им товаров. Это тоже важное решение, которое, безусловно, положительно повлияет и на развитие нашего сотрудничества с Китаем, ведь сегодня граждане КНР – это основная масса приезжающих к нам туристов.

- Также принято решение усилить работу по организации транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», проходящих через Приморье. Чего ожидать бизнесу региона от этого решения?

- В рамках инициатив по расширению транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" открываются новые перспективы для российского бизнеса вообще и для приморских предпринимателей в частности – это, прежде всего, участие предпринимателей региона в создании и обустройстве всей логистической и транспортной инфраструктуры, обработке грузов, создании различных сопутствующих сервисов и так далее. Международные транспортные коридоры должны быть связаны с проектами Свободного порта Владивосток и ТОРов, как минимум, часть грузов будет здесь, на нашей территории, обрабатываться, перегружаться на другие виды транспорта, временно складироваться и так далее. А это – расширение существующих и создание новых бизнес-единиц в сфере логистики и транспорта, это новые рабочие места, отчисления в бюджет, заказ высшим и средне-специальным учебным заведениям на квалифицированных специалистов в сфере транспорта и производства и так далее. Главное – чтобы максимальное количество подрядных работ выполняли предприниматели и коммерческие компании региона, что, безусловно, даст новый импульс развитию экономики Приморского края и Дальнего Востока. Кроме того, необходимо развивать условия для того, чтобы указанные коридоры можно было использовать и в обратном направлении - для транзита российских товаров в Китай, прежде всего это экологически чистые продукты питания. Соответственно, помимо создания полноценной транспортной инфраструктуры мы должны еще и "загрузить" ее экспортным грузопотоком со своей стороны, что создаст новые условия для развития региона. Кроме того, есть и еще одна возможность – так скажем, пост-эффект от развития транспортных коридоров. Это, так сказать, сопутствующая инфраструктура – учреждения питания, снабжения, различного технического обслуживания и так далее, которая также будет нарастать вдоль транспортных коридоров, загруженных грузопотоком, а это опять же малый и средний бизнес, новые рабочие места и так далее. Само собой, что все эти факторы должны полноценно учитываться при планировании, и для предпринимателей региона должны быть созданы максимальные возможности для участия в этих проектах.

Виктор Бруевич