Путешествие из Петербурга во Владивосток – подробности истории шедевра
Источник изображения:

Впервые  уникальный шедевр античности, который стоит увидеть каждому культурному жителю  региона, прибыл на  приморскую землю, сообщает ИА «Дейта.ру».

Всего три месяца, с 1 июля до 1 октября,  в  главном здании Приморской картинной галереи будет выставлен шедевр –краснофигурный кратер со сценой жертвоприношения IV века до новой эры из собрания Государственного Эрмитажа. Значимость этого события для культурной жизни города, края, региона переоценить невозможно – по мнению специалистов, впервые у жителей Дальнего Востока появилась возможность «прикоснуться» к  древнегреческому шедевру.

ИА «Дейта.ру» стали известны подробности обретения и почему кратер (вид древнегреческого вазона, характерной особенность которого является окончание ручек в виде птичьих голов) за 2 500 лет совей «жизни» так хорошо сохранился.

Как рассказала заместитель директора по научной работе Приморской государственной картиной галереи, кандидат  искусствоведения  Наталья Левданская, выставку «одного шедевра» уже можно назвать доброй традицией, а с Государственным Эрмитажем вообще сложились наиболее хорошие  творческие связи. И даже при  таких совместных проектах – в  2017  году вновь пройдут «Дни Эрмитажа во Владивостоке» и открытие  выставочного центра «Эрмитаж-Владивосток» - рассчитывать на такой подарок ко дню рождения  главной галереи края казалось невозможным. Никогда  предметы из коллекции вазонов Древней Греции не путешествовали по России, тем более, так далеко. Но все же это историческое событие состоялось. Выставка шедевра открылась 1 июля, во Владивостоке, в Приморской картинной галерее по адресу ул. Алеутская, 12.

"Мы,  конечно, надеялись, но получить такой  подарок – это, правда, дорогого стоит, - рассказала в беседе с ИА «Дейта.ру» заместитель директора Приморской  картиной галереи, кандидат  искусствоведения  Наталья Левданская, -  Когда мы думали, чем порадовать наших зрителей в день  рождения галереи, то пришли к общему и единодушному мнению -  попросить у Эрмитажа то, чего у нас никогда не было. Начать решили с азов, то есть древнегреческого искусства. Вазопись является самым информативно насыщенным «источником» жизни древних греков. Именно в этом виде искусства наиболее богато представлена вся жизнь жителей Древней Греции – обычаи, традиции, нравы, о чем они думали, мечтали, кому поклонялись и что ценили. Ни один другой вид искусства – живопись, скульптура, литература - не дает в таком объеме  «увидеть» жизнь древних греков.

Впервые  я увидела этот картер, когда была в Эрмитаже, где в 20-ти колонном зале стояли  древнегреческие вазы. Увидела ту, которую мы отобрали из каталога и хотели привезти во Владивосток. Мне ее показали, но при этом, коллеги попросили обратить внимание на то, что у  вазы не очень хорошая сохранность – некоторые фигуры затерты,  есть трещинки.. Предложили  посмотреть другую.

Мы спустились в подвал, открыли двери с большим количеством замков и вошли в помещение, в котором  чинно стояли вазы. И показали одну из них – вот ваша. Она была такая красивая, светлая, достойная. И сердце мое возрадовалось, что у нас в галерее будет выставлена такая карста. Ваза производит очень сильное впечатление, особенно когда осознаешь ее возраст и сколько она за 2 500 лет повидала…Я вазу сразу сфотографировала, чтобы показать ее нашим сотрудникам".

Приморской Государственной картинной галерее удалось достойно принять и показать щедрый подарок.

Необходимо было четко организовать логистику – транспортировку из Петербурга вначале в Москву, затем во Владивосток: сохранность, охрану…Но самый главный вопрос – как показать шедевр?  Подходящих витрин в галерее нет. И тут – счастливая случайность: в Москве об этом узнали сотрудники фирмы "Кунтсверг", которые представляют немецкую  компанию. Их  благородный поступок еще раз подтвердил, что к России в мире относятся по-прежнему хорошо и дружелюбно. В итоге приморская картинная галерея получила  в  безвозмездное пользование четыре стеклянных витрины, которые могут  объединиться в одну. Тогда получается огромный стеклянный куб, который дает прекрасный обзор и позволяет со всех сторон осмотреть  эту вазу.

«Мы очень благодарны за такую помощь, - отметила Наталья Левданская, - ведь в такой витрине можно показать не только вазу, но и любые произведения декоративно-прикладного искусства, например, небольшие статуэтки, которые всегда сложно показать так, чтобы  зритель смог увидеть шедевры во всей красе.

Также на открытии присутствовал представитель Государственного Эрмитажа, проверивший подготовку к выставке. Она поделилась познавательной информацией о вазах и искусстве Древней Греции».

Добавим, что к этой дате -  выставке  одного шедевра в приморской картинной галерее из собрания Государственного Эрмитажа, приурочен и выпуск буклета «Прикосновение к античности», который рассказывает как о самой экспозиции, так и о краснофигурном кратере IV века до новой эры со сценой жертвоприношения.  

Основная статья написана Еленой Борисовной Ананьич, «хранителя» этой вазы. Также  в буклете раскрыты «тайны» всех изображенных героев, информация снабжена прекрасными фотографиями. Это  – замечательная память о посещении уникальной выставки во Владивостоке.

Интересна история «обретения» памятников античности. Все вазы, которые сейчас находятся в двух великих музеях мира  Эрмитаже и Лувре, были найдены при раскопках, в Италии.  Почему именно там? Греки расселялись на италийском полуостров, в V веке до н.эры, и  эти аттические вазы были очень популярны в южно-италийской области…

И здесь нам раскрыли еще одну тайну, почему ваза, представленная во Владивостоке, так хорошо сохранилась, и как она попала в Эрмитаж.

В 19 веке на италийском  полуострове  начались раскопки, и тогда сложилось несколько больших коллекций древнегреческого искусства. Владельцы самых крупных из них  -  Джан Пьетро Кампана и доктор Пицатти. Он  был врачом российской знати, которая приезжала на отдых в Италию, а Джан Пьетро Кампана - управляющим римским ломбардом. Он до такой степени  увлекался  античным искусством, что использовал деньги, которые ему  приносили в ломбард, для  того, чтобы покупать эти антикики.  Конечно, долго это продолжаться не могло, в итоге все стало известно, и разразился большой скандал. Джан Пьетро Кампана попал в тюрьму. Впрочем, вскоре, его отпустили, а собранную им коллекцию   распределили между двумя музеями – Лувром и Эрмитажем.  Таким образом, около 600 древних ваз попало в Императорский Эрмитаж. Еще 500 ваз купили у доктора Пицатти. Таким образом, уже во второй половине 19 века, в  Императорском Эрмитаже сложилась самая мощная коллекция  античного искусства.  И еще один сюрприз ожидает любителей искусства -  в 2018-2019 году Лувр и Государственный Эрмитаж собираются провести  совместную выставку – собрать воедино свои шедевры и показать полную коллекцию, которую во второй половине 19 века собрал Джан Пьетро Кампана.

 А сегодня Приморская Государственная картинная галерея  приготовила экспозицию,  которая будет интересна всем. Можно посмотреть не только саму вазу, но и отдельные фрагменты с описанием сцен, узнать, какие виды ваз существовали в Древней Греции. Для детей экскурсия превратится в увлекательную игру, где можно будет узнать много нового и интересного.

 «Особая благодарность, безусловно, Государственному Эрмитажу и нашему губернатору – Владимиру Владимировичу Миклушевскому, - продолжила беседу Наталья Левданская, - потому что без его заинтересованности и поддержки такого бы не получилось».

Итак, напомним, выставка для гостей и жителей приморской столицы открылась 1 июля и будет работать до 1 октября в Приморской Государственной картинной галерее по адресу ул. Алеутская, 12.

Мерцающее золото изображений на красном фоне, законченность и изящество линий вызывают  восхищение. 2 500 лет назад были выдающиеся мастера, работами которых мы восторгаемся до сих пор.

Инна Эстрина

Фото: ИА "Дейта"