Экономических оправданий этому нет, сообщает во вторник газета «Владивосток».

В Приморье работают два основных поставщика нефтепродуктов: «Альянс», реализующий продукцию через дочернее предприятие «Приморнефтепродукт», и «Роснефть» с филиалом «Востокнефтепродукт». Около двух десятков компаний покупают топливо у них либо везут напрямую из Сибири небольшими партиями. Однако политику определяют первые два.

Итак, в декабре литр 95-го бензина на заправках «Приморнефтепродукта» стоил 23 рубля 99 копеек. 13 января - уже 24 рубля 49 копеек. «Роснефть» подняла цены на 2 рубля, с 23 до 25 рублей. Один из сравнительно независимых операторов, «Альфа-максимум», поднял цены на 1 рубль 60 копеек.

- При этом сложилась тоже не очень экономически понятная ситуация, - рассуждает Таланцев. – В Хабаровске цены на бензин выше, чем в Приморье. Хотя тот же «Приморнефтепродукт» получает бензин с хабаровского нефтеперегонного завода, принадлежащего «Альянсу», и несёт транспортные расходы.

Ясно одно: дешевле бензин не станет. Ведь с 1 января на 14 процентов увеличились железнодорожные тарифы, более чем на 10 процентов - тарифы на электроэнергию. Прогнозируемая инфляция – тоже более 10 процентов. В таких условиях возможен обычный инфляционный рост цен или рост по другим обстоятельствам.

- Чтобы сдержать цены на нефтепродукты и на продукты питания, существует единственный экономический метод – развивать конкуренцию среди производителей на соответствующих рынках, - сказал руководитель Приморского УФАС Владимир ТАЛАНЦЕВ. – Два оператора на рынке нефтепродуктов – это не конкурентные отношения, было б их хотя бы пять… Конкурентные отношения - когда много самостоятельных, независимых поставщиков, продающих товар с наименьшей рентабельностью для себя. Конкуренция среди производителей продуктов питания может быть только тогда, когда мы будем развивать собственное производство. К сожалению, сейчас конкуренция развита в основном среди продавцов. Они продают товары одних и тех же производителей по разным ценам. А когда будет насыщение рынка, сдерживание цен станет возможным. Для этого необходима взвешенная государственная политика. На развитие производства вполне могут пойти средства стабфонда. Просто снизить цены в условиях инфляции не получится. Это экономический закон.

Другой вопрос, что стоимость нефти на внутреннем рынке не должна зависеть от мировых цен. По мнению Таланцева, необходимо ввести госрегулирование цен на сырую нефть и, соответственно, нефтепродукты. Страна продаёт нефть на мировом рынке, и вроде как действуют рыночные законы. Но государство не уделяет должного внимания защите потребителей внутреннего рынка от возможных негативных последствий за счёт роста цен. Ведь нефть и нефтебизнес дают колоссальные доходы в казну и другие фонды. Их часть могла бы быть использована в качестве компенсации разницы внешних и внутренних цен.