Как сообщает «Коммерсант», производители и дистрибуторы объясняют это тем, что в течение месяца распродавали накопившиеся в конце 2007 года остатки, а также ростом средней розничной стоимости бутылки водки - в январе она впервые превысила 100 рублей.

Гендиректор дистрибуторской компании «Кристалл-Лефортово» (также совладелец ОАО «Московский завод «Кристалл») Виктор Алексеев объясняет, что общий спад производства в отрасли связан, в частности, с ежегодным январским повышением акцизов: производители традиционно стараются выпустить в декабре больше продукции и загрузить ее на свои и дистрибуторские склады. ГК «Русский алкоголь» в январе отгрузила в сети и дистрибуторам 500 тыс. дал ЛВИ, но с учетом декабрьских остатков продала в рознице 800 тыс. дал, подтверждает коммерческий директор группы Вадим Касьянов.

По мнению Алексеева, в этот раз спад производства связан и с увеличением розничных цен на водку: «В результате индексации акциза, роста цен на спирт, комплектующие и электроэнергию средняя цена на водку перевалила психологический рубеж в 100 руб. за бутылку 0,5 л (в конце года эта же водка стоила 90-95 руб.), и покупателям нужно время, чтобы привыкнуть к этому».

Рост цен на спирт связан с удорожанием зерна, уточняют производители: стоимость тонны зерна урожая 2007 года увеличилась в два раза по сравнению с 2006 годом (сейчас тонна ржи стоит 5,6 тыс. руб., прогноз на март - 6 тыс. руб.). Этот рост продолжится и дальше, считают они: «В середине декабря один декалитр спирта для нас стоил максимум 560 руб., а сейчас цена возросла до 600 руб. и продолжает расти»,-- рассказал представитель крупной водочной компании. «Если спирт поднимется до 610 руб., мы вынуждены будем повысить цены на 0,5 л водки минимум на 3 руб.», - предупреждает владелец ТПГ «Кристалл» Сергей Зивенко. В марте о повышении цен собираются объявить еще несколько водочных компаний, пишет издание.