«Очевидно, что это будет не закон. Мы скорее думаем о своде правил», - сказал представитель ЕС, знающий ситуацию.

Шестистраничный проект документа в основном сосредоточен на опасениях, что страны имеющие крупные суммы денег для инвестиций, могут быть мало заинтересованы в обычных коммерческих целях использования капитала для увеличения благосостояния.

«Тот факт, что государственные инвестиционные фонды контролируются государствами, предполагает мотивации отличные от тех, которыми руководствуются компании частного сектора: интересы государства превалируют над акционерной стоимостью», - говорится в проекте.

Проект документа рекомендует странам, имеющим средства для инвестирования, не скрывать того, что они делают и поступать как обычные коммерческие предприятия.

Некоторые страны, в которых есть государственные инвестиционные фонды, такие как Россия и Кувейт, уже сообщили о своем недовольстве инициативой «большой семерки» по созданию кодекса.

Госфонды - это огромные суммы денег в валюте других стран. Существуют счета, на которых аккумулируются средства, превышающие те, что необходимы на немедленные расходы, и страны создают инвестиционные фонды, чтобы управлять лишними ресурсами.

Китай, Саудовская Аравия, Сингапур и Объединенные Арабские Эмираты находятся среди более, чем 20 стран, в которых, по информации Международного валютного фонда, есть такие фонды. По оценке МВФ, их общая стоимость составляет $2-$3 триллиона и к 2012 году может достичь $10 триллионов.

Комиссар ЕС по внутреннему рынку Чарли Маккриви недавно назвал норвежский государственный инвестиционный фонд примером прозрачности и ответственности, которому должны следовать все остальные фонды.

Теперь, когда принято новое Лиссабонское соглашение о ЕС, Брюссель получит больше власти для взаимодействия с фондами, а у государств-членов ЕС ее останется меньше.

В проекте документа говорится, что новое соглашение поможет избежать протекционистской реакции отдельных государств, на которые может давить общественное мнение.