Как сообщает газета «Коммерсант», эксперты отмечают, что с таким тарифом поставка нефти в Китай становится для нефтяников более выгодной, чем в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), хотя изначально предполагалось сделать их равноэффективными.

По словам главы управления регулирования нефтяной и газовой отраслей ФСТ Дениса Волкова, прогнозный тариф на участке «Тайшет—Сковородино» (первая очередь ВСТО) составит $38,8 за тонну. Тариф до конечной точки ВСТО — бухты Козьмино (Приморский край) — после завершения строительства ВСТО-2 будет таким же. До тех пор, пока не будет построен ВСТО-2 (правительство пока не принимало решения о сроках реализации проекта), нефть в Козьмино предполагается транспортировать по железной дороге. Однако, как пояснил Денис Волков, в предлагаемый ФСТ тариф не включена стоимость железнодорожной перевозки нефти от Сковородино до Козьмино.

Строительство первой очереди ВСТО должно быть завершено в конце 2009 года. Мощность трубопровода — 30 млн т нефти в год. Одновременно должно быть завершено и строительство нефтеперевалочного комплекса в бухте Козьмино. Туда нефть из Сковородино предполагается поставлять по железной дороге. Также из Сковородино планируется построить 70-километровый нефтепровод до границы с Китаем.

В марте 2007 года экс-глава «Транснефти» Семен Вайншток говорил, что с ОАО РЖД уже достигнуто соглашение об определении тарифа на транспортировку нефти от Сковородино до Козьмино — $25 за тонну. В РЖД подтвердили, что названный ФСТ тариф не включает стоимость железнодорожных перевозок, однако добавили, что пока стоимость транспортировки до Козьмино не согласована.

В «Транснефти» не стали комментировать предложения ФСТ. Однако, в 2007 году в компании предполагали, что стоимость перевозки нефти до Сковородино и до Козьмино (с учетом железнодорожного тарифа) будет одинаковая. «Так мы отобрали у Китая даже гипотетическую возможность снижать цену нашей нефти. И если они не платят рыночную цену, компании за те же деньги привезут нефть в Козьмино»,— говорил Семен Вайншток.

Основным поставщиком нефти в ВСТО должна стать «Роснефть». Компания уже заявляла, что недовольна ценами на нефть, которые сейчас ей предлагает Китай, которому «Роснефть» поставляет по железной дороге 9 млн т нефти в год. В «Роснефти» отказались обсуждать тариф, предложенный ФСТ, отметив, что рассматривают его. Но источник в компании считает, что предлагаемый тариф учитывает мнение нефтяных компаний. В компании не сообщили, какое направление считают для себя приоритетным — Китай или другие страны АТР. Однако до сих пор «Роснефть» не собиралась ограничиваться поставками по ВСТО в Китай, говоря о планах строительства в Козьмино НПЗ мощностью 20 млн т.

«У нефтяников было два направления поставок по ВСТО, но теперь более предпочтительным выглядит Китай»,— отмечает аналитик ИК «КИТ Финанс» Константин Черепанов. В то же время он уверен, что в будущем правительство скорректирует тариф, поскольку в нынешнем варианте он «не вписывается в энергополитику России, предполагающую гибкость поставок». Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» также уверен, что тариф изменится. Аналитик отмечает, что ВСТО может подорожать и в дальнейшем будет применен сетевой тариф, за счет которого повысится стоимость транспортировки нефти на запад при снижении цен на восточном направлении, пишет издание.