О том, что паровоз, в течение многих лет являющийся одной из достопримечательностей Владивостока и Транссибирской магистрали (он расположен прямо рядом со стеллой, символизирующей последний километр Транссиба), был изготовлен в 1944 году Американской локомотивной компанией, случайно узнал во время одной из своих рабочих встреч Генеральный консул США во Владивостоке Томас Армбрустер.

"Я подумал, что это не только очень интересный исторический факт, но и очень важный политический момент", - рассказывает господин Армбрустер – "С одной стороны, об этом факте не знают тысячи людей, путешествующих по Транссибу, и, в частности, туристы из США. А, с другой стороны, паровоз "Еа № 3306" может стать и своеобразным памятником лэнд-лизу – символом союза наших стран, которые, объединившись, сумели одержать победу в самой страшной войне ХХ века".

Российские власти, руководство РЖД поддержали предложение увековечить этот факт. Компания "Амур Машинери энд Сервисес" - региональный дилер компании "Катерпиллер" - изготовила за свой счет мемориальную таблицу, которая в торжественной обстановке будет открыта 10 мая. Помимо официальных лиц, представителей дипломатических кругов, общественности города в этом событии примут участие и моряки ракетного эсминца ВМС США "Стетем", который находится сейчас во Владивостоке.

В Советский Союз поставки по ленд-лизу (в переводе "заем и аренда") проводились с ноября 1941 года. США отправили в СССР около 14,8 тыс. самолетов, свыше 7 тыс. танков, 8,2 тыс. зенитных орудий, 131,6 тыс. пулеметов, а также локомотивы, трактора, автомобили, мотоциклы, обмундирование, продовольствие и т.д. Более половины поставок было осуществлено через порт Владивосток. А Дальневосточная железная дорога переправила на запад страны почти 8 млн. тонн ленд-лизовских грузов. Паровоз "Еа №3306" был установлен на перроне ст. Владивосток к 50-летнему юбилею Победы в 1995 году в память о железнодорожниках, погибших во время Второй мировой войны.