Каких льгот лишились россияне на волне экономического кризиса? Для того чтобы это выяснить, Исследовательский центр портала SuperJob.ru провёл сравнительный анализ структуры компенсационного пакета работающих россиян на основании данных, полученных в октябре 2005, ноябре 2007 и январе 2009 года. Компенсационный пакет является одним из важнейших элементов системы мотивации персонала. В то же время это довольно значительная расходная часть бюджета предприятия. Наиболее популярными способами оптимизации затрат, применяемыми работодателями, являются сокращение персонала, отказ от индексации или повышения зарплат, а также сокращение льгот.

Рассматривая то, как кризис "съедает" льготы, предоставляемые российскими работодателями своим сотрудникам, можно отметить, что в первую очередь страдает питание россиян на рабочих местах. Чаще других от данного вида льгот сегодня отказываются предприятия, не имеющие собственных столовых и заказывающие обеды у сторонних организаций, а также те, кто выплачивает сотрудникам некую фиксированную сумму на питание сверх зарплаты. По сравнению с 2007 годом число респондентов, имеющих в структуре компенсационного пакета дотации на питание, сократилось на 8% (с 23% до 15%). В 2005 году эта льгота предоставлялась 25% россиян.

Оплата услуг сотовых операторов была одной из наиболее популярных составляющих компенсационного пакета, которую могли себе позволить даже небольшие компании. В 2005 году на подобную льготу могла рассчитывать треть (32%) работающих россиян, в 2007 году эта цифра возросла и составила 37%. Теперь же ситуация поменялась, и на оплату мобильного телефона могут претендовать 24% наших работающих соотечественников.

Покрытием транспортных расходов в 2005 году пользовались 17% работающих россиян, к 2007 году их число сократилось до 14%, а в начале этого года - до 9%.

Наличие такой немаловажной составляющей компенсационного пакета, как премии, указал 41% респондентов (по результатам исследования 2007 года таких было 58%, а в 2005 году - 48%). И хотя большинство предприятий пока не отказывается от этой части компенсационного пакета, но размеры, методы начисления премий и категории работников, подлежащих премированию, подверглись существенным корректировкам.

На 8% по сравнению с 2007 годом уменьшилось количество респондентов, имеющих возможность обучаться или повышать свою квалификацию за счёт компании.

Число россиян, которым работодатель оплачивает посещение спортклуба или бассейна, по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 9%. В 2005 году эту льготу предоставляла десятая часть отечественных компаний (11%).

Возможностью получения беспроцентной ссуды в наступившем году сможет воспользоваться лишь 4% наших соотечественников. В 2007 и 2005 годах такой льготой обладал каждый десятый работающий россиянин.

Льготные путёвки в этом году будут доступными лишь для 7% респондентов. В 2007 году полную или частичную компенсацию затрат на отдых смогли получить 17% работающих россиян, в 2005-м - 13%.

Заметно сократилось по сравнению с 2007 годом число респондентов, обладающих полисом добровольного медицинского страхования (с 52% до 31%). Как ни печально, эта цифра уступает показателю четырёхлетней давности (36%).

А вот лишать своих сотрудников возможности приобретения со скидкой услуг или продукции компании российские работодатели не спешат. Данная льгота входит в компенсационные пакеты 16% россиян (в 2007 году - 24%, а в 2005 - 18%).

12% участников исследования указывает другие виды льгот и компенсаций, которые предоставляются в их компаниях (в 2007 году таких было 19%, а в 2005-м - 10%). Среди них "доставка на работу корпоративным транспортом", "оплата горюче-смазочных материалов", "компенсация за жильё", "подарки от фирмы к праздникам" и другие.

В кризисные времена россияне учатся радоваться малому, воспринимая в качестве бонуса такие в общем-то закономерные вещи, как "своевременная выплата зарплаты", "возможность отпроситься с работы, когда это необходимо" и "хороший психологический климат в коллективе". "Спасибо, что с работы не гонят!" - комментируют респонденты.