Как сообщили РИА "Дейта" в пресс-службе Совета Федерации, в своем докладе министр дал исчерпывающую оценку состоянию и перспективам развития российского судостроения. Характеризуя положение в отрасли, он сообщил, в частности, что на более чем полутора сотнях основных предприятий заняты около 160 тысяч человек. Министр констатировал, что к началу ХХ1 века судостроение оказалось в крайне тяжелом положении, обусловленном хроническим недофинансированием, в том числе прикладной науки, и старением основных фондов. Обозначив системные проблемы отрасли, В.Христенко указал на исторически сложившуюся в предшествующие периоды оборонную специализацию отрасли и вследствие этого несоответствие потребностям экономики. Он обратил внимание на критическую изношенность основных фондов, которая достигает в целом 60 процентов, низкую технологическую оснащенность и как следствие очень высокую трудоемкость в судостроении. Все это, по его словам, происходит на фоне отставания прикладной науки в минувшие годы.
Повышению конкурентоспособности отечественного судостроения, заявил В.Христенко, призвана содействовать утвержденная стратегия. Министр представил ее основные направления. В их основе, добавил он, – комплексная модернизация и оптимизация производственных мощностей, совершенствование законодательной базы. Предложенная в стратегии периодизация, заложенные в ней подходы, сообщил министр, позволяют достичь поставленных целей. В первую очередь предстоит сохранить потенциал, которым обладает отрасль, и обеспечить ее перспективное развитие.
В.Христенко проинформировал парламентариев об увеличивающемся объеме продаж продукции судостроения, основную массу которой по-прежнему обеспечивает продукция военного назначения. Доля же гражданской, подчеркнул он, возросла в последний год на 70 процентов.
Министр проинформировал Совет Федерации об избранных в стратегии приоритетах.
В.Христенко ответил на вопросы членов верхней палаты российского парламента. Он дал пояснения по структуре управления отраслью, в том числе компетенции создаваемой судостроительной госкорпорации, вопросам урегулирования проблем, сложившихся на предприятиях судоремонта. Министр уделил значительное внимание перспективным направлениям развития российского флота в целом и пассажирского в частности, проблемам обновления рыболовецкого флота России.
Подводя по просьбе журналистов итоги рассмотрения стратегии на заседании палаты, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил, что представленный в рамках "Правительственного часа" документ на годы определяет перспективы развития отечественного судостроения, страны, которая была, есть и будет великой морской державой. По его словам, стратегия соответствует требованиям, "которые ставит перед нашей страной сама жизнь, экономически реалии и современная международная ситуация". Мы прекрасно понимаем, заявил С.Миронов, что наступивший век станет временем освоения океанского шельфа, "и нам нужен современный флот".