Как сообщили РИА "Дейта" в пресс-службе Совета Федерации, председатель профильного Комитета рассказал о законодательных новациях в сфере образования, в частности, о недавно принятом законе о федеральных университетах. Необходимость принятия такого закона обусловлена тем, что в стране уже созданы Южный и Сибирский федеральные университеты, идет формирование Дальневосточного университета. Эти вузы по закону получают статус автономных учреждений и могут обучать студентов по собственным образовательным стандартам.
Касаясь вопросов лицензирования учреждений высшего образования, Хусейн Чеченов, в частности, сказал: "Сегодня от качества образования и науки зависит будущее России. У нас в стране 3 тыс. вузов и их филиалов, далеко не все из которых обеспечивают получение качественного образования. Деятельность учебных заведений, не дающих должных знаний, следует прекратить". Наметившаяся практика сохранения несостоятельных учебных заведений под видом укрупнения и слияния, по мнению сенатора, является вредной. При этом законодатель выразил тревогу, что проверка вузов может вылиться в компанию по бездумному закрытию филиалов. Активно обсуждались вопросы, связанные с системой итоговой оценки школьных знаний. Хусейн Чеченов напомнил участникам встречи, что при Совете Федерации создана Комиссия по изучению и оценке результатов эксперимента по введению ЕГЭ. Члены Комиссии, среди которых законодатели, члены Общественной палаты, учителя, преподаватели вузов, представители Минобразования РФ намерены к осени проанализировать итоги семилетнего эксперимента и оценить эффективность ЕГЭ. По мнению сенатора, ЕГЭ – это хороший инструмент для управления образованием. Тестовая система позволяет быстро провести репрезентативную оценку уровня школьного обучения и в случае необходимости принять меры по исправлению ситуации. Хусейн Чеченов отметил, что большинство специалистов весьма скептически относятся к ЕГЭ как системе, позволяющей объективно оценить знания выпускника.
Говоря о необходимости улучшения организации научной деятельности, сенатор привел следующие цифры: в 2006 году в науку по разным каналам был вложен примерно 1 трлн. руб. При этом, как подчеркнул член Совета Федерации, полученная отдача не соответствовала вложенным средствам. Среди множества причин, приведших к такой ситуации, Хусейн Чеченов отметил серьезные проколы в нормативной базе, которые не позволяют законодательно обеспечить развитие инновационной экономики. Сенатор подчеркнул, что для решения вопросов защиты результатов интеллектуальной деятельности Комитетом по образованию и науке разработан и в течение весенней сессии будет внесен в Государственную Думу соответствующий законопроект.
В ходе встречи обсуждались также вопросы подготовки педагогических кадров, льготного поступления в вузы для победителей предметных олимпиад и творческих конкурсов. Участники встречи предлагали свои подходы к решению актуальных проблем высшей школы. Так, принявшая участие в дискуссии ректор Первого Московского юридического института, рассказала, что в их вузе для поддержки студентов, потерявших в связи с кризисом возможность оплачивать свое обучение, введена гибкая система оплаты, для успевающих студентов предусмотрены скидки. Заключаются трехсторонние контракты, одной из сторон которого выступает будущий работодатель. Оплачивая обучение, он обеспечивает для себя подготовку высококвалифицированного специалиста. Хусейн Чеченов высоко оценил этот опыт. "Государство и бизнес должны предпринять все усилия, чтобы поддержать талантливых студентов",- подчеркнул он, - "Никакой кризис не должен подорвать кадровый потенциал страны".