Хабаровский УФАС намерен убедить кассационную инстанцию в том, что ОАО "Хабаровскнефтепродукт" и ООО "РН-Востокнефтепродукт" виновны в ценовом сговоре. Кроме того, антимонопольное ведомство планирует предъявить компаниям-монополистам новые обвинения — в нежелании снижать цены на бензин. Впрочем, гендиректор "РН-Востокнефтепродукт" Иван Патютько считает, что рыночных предпосылок для снижения цен в 2009 году нет.

По словам начальника отдела антимонопольного контроля УФАС по Хабаровскому краю Николая Костромеева, ведомство готовит кассационную жалобу на решение арбитражного суда Хабаровского края, который не признал ценового сговора в действиях крупнейших в Хабаровском крае продавцов автомобильного топлива — ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (принадлежит ГК "Альянс") и ООО "РН-Востокнефтепродукт" (НК "Роснефть"), чья совокупная доля на хабаровском рынке реализации автомобильного топлива составляет более 50%.

Напомним, летом 2008 года УФАС пришло к выводу, что обе эти компании с мая 2007 года по апрель 2008-го согласовывали свои действия при установлении розничных цен на автобензин и дизтопливо на территории Хабаровска и Хабаровского района. По решению УФАС в октябре 2008 года компании были оштрафованы на суммы в размере 1% от выручки: ОАО "Хабаровскнефтепродукт" — на 13,9 млн руб., "РН-Востокнефтепродукт" — на 4,2 млн руб. Однако трейдеры не согласились с решением УФАС и оспорили его в арбитражном суде Хабаровского края. Суд счел не доказанными выводы УФАС и отклонил требования антимонополистов.

По словам начальника хабаровского УФАС Валентина Бодрова, обе компании продолжают использовать свое доминирующее положение на рынке и не желают снижать цены на бензин, хотя многие мелкие нефтетрейдеры цены значительно снизили. По словам господина Бодрова, некоторые мелкие хабаровские фирмы снизили цены на Аи-92 до 21 руб., а на Аи-95 — до 21,5 руб.

На минувшей неделе глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что цены на бензин не должны превышать (за исключением бензина Аи-98) 19–20 руб. за литр, а на Дальнем Востоке и в Сибири стоимость автотоплива может быть на 1–2 руб. выше.

По данным хабаровского УФАС, в настоящее время цены "Хабаровскнефтепродукта" и "Востокнефтепродукта" превышают 24 руб. за литр. Кроме того, как сообщил Валентин Бодров, обе компании не только не снижают цены, а наоборот, повышают оптовые расценки для своих более мелких конкурентов. Господин Бодров заявил, что если в ближайшие дни "Хабаровскнефтепродукт" и "Востокнефтепродукт" не предоставят обоснования, почему они "заморозили" и не снижают цены, то УФАС возбудит еще одно дело против этих компаний.

Позицию "РН-Востокнефтепродукт" обосновал ее гендиректор Иван Патютько на прошедшем в конце минувшей недели совещании в Южно-Сахалинске. "Мировая цена на нефть сначала падала до $30–35 за баррель, сегодня она вновь поднимается и составляет $40–41 за баррель. К тому же в связи с уменьшением экспортных пошлин на нефть увеличился объем экспорта нефти из России, в результате меньше нефти сегодня идет на нефтеперерабатывающие заводы страны. Как следствие, оптовые цены выросли,— пояснил господин Патютько.— Мое мнение — ожидать снижения оптовых и, следовательно, розничных цен в 2009 году едва ли придется. Пока розничные цены на своей сети АЗС мы держим на прежнем уровне и будем держать до тех пор, пока они не станут на грани убыточных".

Кстати, в октябре 2008 года ООО "РН-Востокнефтепродукт" было привлечено к административной ответственности и оштрафовано на 95,3 млн руб. за злоупотребление доминирующим положением на топливном рынке Южно-Сахалинска. А 4 февраля 2009 года УФАС возбудило очередное административное дело в отношении сахалинского филиала компании за "установление и поддержание монопольно высокой розничной цены на бензин и дизельное топливо". Компания намерена оспорить это решение УФАС в арбитраже. По словам директора сахалинского филиала "РН-Востокнефтепродукт" Андрея Меренкова, у филиала нет сверхприбыли, а рентабельность розничной реализации нефтепродуктов на сети АЗС Общества не превышает 5–8%. При такой рентабельности, считает господин Меренков, необходимость выплаты штрафа может "подтолкнуть к увеличению розничных цен".

В отделе маркетинга ОАО "Хабаровскнефтепродукт" комментировать ситуацию отказались, сославшись на то, что все решения принимает руководство в Москве.

По мнению начальника аналитического отдела компании "БрокерКредитСервис" Максима Шеина, УФАС должно сохранить для потребителя возможность выбирать, у кого покупать бензин, то есть поддержать мелких нефтетрейдеров. Однако, по словам аналитика, УФАС должен учитывать и то, какие затраты несут крупные нефтяные компании, и не брать "с потолка" уровень, до которого цены должны быть снижены. Иначе это может привести к такой конфронтации, когда доминирующие компании просто разорят мелкие фирмы и действительно будут диктовать неприемлемые для потребителей цены, сообщает "Коммерсант".