"Прежде всего, надо сказать о том, что уже утверждена Стратегия развития СНГ и разрабатывается план реализации стратегии. Подробно останавливаться на его пунктах пока рано, но с уверенностью можно сказать, что основную роль в организации контроля над претворением стратегии в жизнь должен сыграть недавно учрежденный в рамках СНГ институт национальных координаторов. Национальным координатором от Российской Федерации назначен первый заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов. В ходе реализации стратегии следует думать не только о развитии СНГ в целом, но и о том, что нас ждет во взаимоотношениях с бывшими союзными республиками уже сегодня.

РАЗМЕННАЯ КАРТА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Не хочу обидеть других наших соседей, но с объективной точки зрения российско-украинские вопросы - ключевые. Они влияют на структуру отношений на всем европейском пространстве. Если хотите, Украина сегодня - разменная карта в глобализации мировой экономики и раздела сфер влияния. Не случайно одной из стратегических задач США является обязательное вступление Украины (и Грузии) в НАТО. Известно, что это ключевая страна по осуществлению транзита российского газа в Европу. В свою очередь, и через Грузию проходят наши нефтегазовые ресурсы в Армению, а через нее - в другие страны. По территории этой страны, к которой должны присоединиться Азербайджан, Молдавия, Польша и Украина, планируется проложить альтернативный нефтегазопровод, который пойдет в обход российских транзитных путей.
По прогнозам экспертов, к 2020 - 2030 годам Европа будет потреблять газа порядка 700 - 750 миллиардов кубометров в год. Доля российского "голубого" топлива колеблется от 180 до 220 миллиардов. С одной стороны, это колоссальная цифра, с другой - она соответствует нормам энергобезопасности государств ЕС - не более 30 процентов экспорта. Но даже если бы Европа захотела снизить этот показатель в отношении России, все равно получить газ из других источников она вряд ли сможет. Африка далеко, а на газовые ресурсы Центральной Азии серьезно претендуют Китай и Россия. Сегодня Китай "тянет" трубопровод длиной более семи тысячи километров к Туркменистану, с которым достигнута предварительная договоренность о поставках энергоресурсов - около 30 млрд. куб. м газа в год.
Если же Западу удастся реализовать идею вхождения Украины в НАТО, то с транзитом газа через ее территорию могут возникнуть колоссальные сложности. И не только с ним.
Вступление в Североатлантический альянс - это дополнительный рынок вооружения для США, которые будут поставлять в Украину технику НАТО. Кроме того, согласно уставу альянса, на территории государства, входящего в него, не могут находиться военные базы третьих стран. Тогда однозначно из Севастополя должны будут уйти российские корабли. Это поменяет всю конструкцию безопасности в Европе. Американцы это хорошо понимают. И меня возмущает, что Европа в этой ситуации все время подыгрывает США. Сегодня, прикрываясь борьбой с коррупцией и наркотрафиком, решением проблемы с Афганистаном, американцы построили уже восемь баз в Европе. И мощному наступлению натовских структур конца не видно.

ПЛАНКА ДАВЛЕНИЯ НЕ СНИЗИТСЯ
Можно с большой долей вероятности предположить, что США и другие страны Запада сейчас будут оказывать мощнейшее давление на Туркменистан, Узбекистан и Казахстан, где находятся огромные запасы природных ресурсов, прежде всего нефтегазовых. Главная стратегическая задача Америки в этом регионе - получить доступ к ним.
Учитывая, что американцы уже хозяйничают в Ираке, Кувейте, Саудовской Аравии, они смогут играть на понижении цены на нефть. Для России это грозит большими финансовыми потерями.
Западные страны, судя по всему, не собираются снижать планку давления и на богатый углеводородными ресурсами Азербайджан. В дополнение к введенному в мае 2006 года в действие нефтепроводу Баку - Джейхан (Турция), протяженностью около 1770 км и пропускной способностью 50 млн. тонн нефти в год, Евросоюз и США активно пытаются привлечь Азербайджан к участию в строительстве газопровода "Набукко" в Европу. Минуя, ясное дело, территорию России. Более того, вынашиваются планы через Азербайджан повлиять на туркменскую сторону, с тем, чтобы она согласилась поставлять свой газ в этот трубопровод.
На мой взгляд, некоторые азербайджанские политики, идя на сотрудничество с Западом в нефтегазовых делах, стремятся не только извлечь из этого экономическую пользу, но и возлагают надежду на содействие с его стороны в решении нагорнокарабахского конфликта. С учетом этого нам, видимо, следовало бы активизировать свои усилия по его мирному урегулированию, в частности, способствовать закреплению результатов недавней встречи в Москве президентов Азербайджана и Армении. Пути дальнейшего развития этих стран нам далеко не безразличны.
Очевидно, что России надо активно работать на рынках стран Содружества. И это всем поможет сохранить экономическую стабильность. Прежде всего, речь идет о России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Именно эти государства в прошлом обеспечивали 90 процентов ВВП Советского Союза. Они с ближайшими соседями в Средней Азии имеют колоссальные ресурсы. Европа же сегодня живет в "падающем" режиме. Поэтому создание мощной экономической зоны между странами СНГ поможет и странам ЕС эффективнее решать свои проблемы.
Как неисправимый оптимист, я все же верю, что нынешние кризисы и турбулентные явления в мире рано или поздно стихнут, еще шире раскроется огромный материальный и интеллектуальный потенциал России и других стран Содружества на благо их народов.
Прежде всего, речь идет о России, Украине, Белоруссии и Казахстане. Именно эти государства в прошлом обеспечивали 90 процентов ВВП Советского Союза. Они с ближайшими соседями в Средней Азии имеют колоссальные ресурсы".

"Парламентская газета"