Центробанк еще в начале марта включил в ломбардный список векселя ОАО АвтоВАЗ, которыми автозавод с конца прошлого года расплачивается с поставщиками.

Но тольяттинские банки отказываются кредитовать поставщиков под залог бумаг из-за высоких рисков и невыгодных условий перекредитования в ЦБ.

Центральный банк подтвердил ликвидность векселей ОАО АвтоВАЗ, которыми предприятие с конца прошлого года расплачивается со своими поставщиками, еще 3 марта, включив бумаги в свой ломбардный список. Это значит, что ЦБ готов выдавать кредиты коммерческим банкам под залог этих векселей по ставке от 20 до 35% в зависимости от срока погашения бумаги.

С декабря прошлого года АвтоВАЗ перешел на смешанную схему расчетов с поставщиками автокомпонентов. На 30% завод платит партнерам деньгами, на 30% — своими векселями, на 30% — векселями банков-партнеров (в их числе называют "Глобэкс" и ВТБ) и еще на 10% — с помощью факторинговых операций.

Тем не менее, получить кредит под векселя АвтоВАЗа поставщики завода до сих пор не могут. Директор строительно-монтажного ООО "Спецгидрострой" Николай Панкратов рассказал, что пытался получить кредит под залог векселя АвтоВАЗа в Сбербанке, но получил отказ. Руководитель ЗАО "Тольяттинский завод автоагрегатов" Владимир Палагин подтверждает, что банки работают только с векселями банков—партнеров АвтоВАЗа. Руководитель одного из предприятий, входящих в состав группы СОК (занимает 40% поставок автокомплектующих на АвтоВАЗ), сказал "Ъ", что его компания изначально отказалась от бумаг.

В 11 из 15 работающих в Тольятти банках, в том числе в местных отделениях ВТБ 24 и Сбербанка, подтвердили, что не работают с векселями АвтоВАЗа. По словам председателя правления тольяттинского ФИА-банка Анатолия Волошина, несмотря на включение бумаг в ломбардный список, ЦБ не выдает кредиты под их залог, поскольку его не устраивает юридическое оформление векселей.

"Нет подписи главного бухгалтера, не указан юридический адрес, по которому бумаги нужно предъявлять к оплате. Доходит до того, что на векселях ручкой исправляется дата предъявления к оплате",— отметил Волошин, добавив, что векселя АвтоВАЗа даже не дают банку возможность обжаловать задержку по оплате. Банки не устраивают и условия, которые предъявляет ЦБ: кредит необходимо возвращать за 60 дней до погашения векселя, отмечает господин Волошин. "Бумаги имеют высокие риски и неопределенную доходность",— соглашаются в тольяттинском Потенциалбанке.

В Национальном торговом банке (НТБ) сказали, что работать с векселями не дает норматив ЦБ, ограничивающий задолженность на одного заемщика 25% уставного капитала банка. А у АвтоВАЗа в нем уже открыт кредит на 500 млн руб.

Из всех опрошенных банков векселя АвтоВАЗа принимает только Первый объединенный банк. В нем в зависимости от срока погашения ставка составляет от 18 до 22%. "Мы работали с векселями АвтоВАЗа еще до их включения в ломбардный список",— сказал зампредседателя правления банка Денис Хадеев. Он предположил, что банки отказываются от векселей, потому что у них ужесточилась кредитная политика, а "АвтоВАЗ — рискованный заемщик".

Аналитик ИК "Капитал" Михаил Пак не считает, что включение векселей АвтоВАЗа в ломбардный список сделало их ликвидными. "Банкам невыгодно работать с бумагами предприятия с неопределенным будущим, к тому же ЦБ предъявляет жесткие требования к банкам, под которые не все из них подходят",— говорит эксперт, сообщает "Коммерсант".