В агентстве полагают, что у субъектов федерации не много шансов самостоятельно справиться со снижением налоговых поступлений в региональные бюджеты. Но в краткосрочной перспективе массовые дефолты регионам не грозят. Московская область, которая уже полгода балансирует на грани дефолта, является исключением.
Кроме вызванных кризисом общих проблем российской экономики в агентстве обращают внимание на существенное сокращение поступлений в региональные и местные бюджеты. Основное снижение прогнозируется по налогу на прибыль (до 40%) и налогу на доходы физических лиц (до 10%). Если с 2006 года налоговые поступления в региональные и местные бюджеты росли почти на 30% в год, то в 2009 году регионам придется столкнуться с падением доходов на 20%.
Впрочем, с учетом неналоговых доходов и федеральных трансфертов общие доходы регионов снизятся в среднем на 15%. Однако, отмечают в агентстве, ситуация осложняется тем, что накопленных регионами резервов ликвидности не хватит на покрытие выпадающих доходов бюджетов 2009 года, а стоимость заимствований на рынке капитала слишком высока.
Аналитики Moody`s делают вывод, что сокращение налоговых поступлений неизбежно потребует сокращения как капитальных, так и текущих расходов региональных бюджетов. В первую очередь будет урезано финансирование строительства дорог и жилья, капитального ремонта, сокращены субсидии местным предприятиям и трансферты муниципалитетам.
Так как сложности с исполнением бюджетов прогнозируются и в 2010 году, основным фактором сохранения платежеспособности регионов становится региональная политика федеральных властей. Однако аналитики воздерживаются от прогнозов, насколько дефицитный федеральный бюджет будет способен компенсировать дефицит региональных бюджетов, если мировая рецессия примет затяжной характер. Прогноз "негативный" лишь отражает ослабление способности российских регионов и муниципалитетов самостоятельно справляться с возросшей нагрузкой на их бюджеты, отмечает "Коммерсант".
В рейтинговом агентстве Standard&Poor`s согласны с выводами коллег из Moody`s, однако полагают, что в условиях кризиса ключевыми становятся факторы наличия ликвидности, которые в краткосрочной перспективе будут перевешивать фундаментальные. В частности, чтобы погасить долгосрочные обязательства, регионы берут краткосрочные займы, повышая риски рефинансирования в 2009-2010 году.
В S&P отмечают, что выделенные регионам более 300 млрд руб. в виде дополнительных субсидий и бюджетных ссуд полностью покрывают расходы регионов на погашение долговых обязательств, которые в 2009 году составят 200 млрд рублей. Однако, отмечают аналитики S&P, нет никакой уверенности в том, что федеральное правительство использует эти средства для поддержки регионов, имеющих высокий уровень долга. К 2010 году S&P прогнозирует ухудшение ситуации: на фоне продолжающегося снижения доходов региональных бюджетов обязательства регионов увеличатся на 35% до 270 млрд рублей, сообщает "Newsru.com".