Как сообщает газета "Коммерсант", между администрацией Приморского края и ОАО РЖД при участии Китайской железной дороги идут переговоры об открытии железнодорожного маршрута Владивосток — Уссурийск — Гродеково — Суйфэньхэ. Инициатива принадлежит губернатору Приморья Сергею ДАРЬКИНУ, несколько месяцев назад предложившему РЖД открытие такой линии. Этот проект, по мнению приморских властей, позволит оптимизировать транспортную схему как при грузовых, так и при пассажирских перевозках. В настоящее время по железной дороге поезд курсирует по маршруту Гродеково — Суйфэньхэ и туристам приходится добираться до российской приграничной железнодорожной станции на автобусах.

Объем внешнеторговых грузов на межгосударственном железнодорожном пункте пропуска Гродеково — Суйфэньхэ (Владивостокское отделение Дальневосточной железной дороги) в 2008 году составил 8,5 млн т, в том числе 8,1 тыс. т экспорта и 329,2 тыс. т импорта.

Сейчас изучается возможность открытия двух железнодорожных маршрутов: Хабаровск—Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ и Владивосток—Уссурийск—Гродеково—Суйфэньхэ



с перспективой продления маршрута до Харбина. В составе поездов будут вагоны СВ, купейные, плацкартные, а также багажные. Пока реальные очертания проявляются у варианта Владивосток — Суйфэньхэ, который лоббирует губернатор Приморья.



Начальник отдела морского, железнодорожного и авиационного транспорта администрации Приморского края Владилен Сытник сообщил, что в рамках проекта прорабатывается возможность пограничного досмотра пассажиров непосредственно в вагонах: выездная бригада органов таможенного досмотра и погранконтроля до прибытия на станцию Гродеково будет проводить необходимые для пересечения границы проверки.



Срок ввода нового маршрута в эксплуатацию пока не определен. По словам замначальника ДВЖД по пассажирским перевозкам Сергея Фомичева, цена вопроса — принятие соответствующего правительственного постановления. "Вопрос решается, надеемся, он не затянется на 15 лет, как по открытию линии Санкт-Петербург—Хельсинки, где до сих пор нерешенные вопросы. С учетом саммита АТЭС 2012 года время ограничено. Надеюсь, что после встречи губернатора Приморья с президентом и председателем правительства РФ работа будет ускорена", — сообщил господин Фомичев представителям туркомпаний на прошедшем накануне совместном совещании.



Представители туристической отрасли скептически оценивают инициативу приморских властей по открытию прямого железнодорожного сообщения с Суйфэньхэ. По словам гендиректора "Экспресса Приморья" Анатолия Сенченко, в апреле оператор досрочно расторг договор на аренду вагонов в связи с тем, что в конце декабря 2008 года объем пассажирских перевозок в Суйфэньхэ, прежде неуклонно нараставший, снизился в разы после ужесточения действий таможенных органов в отношении "челноков". По мнению господина Сенченко, маршрут из Владивостока в Китай может быть востребован "только в рамках цивилизованного туризма".



Председатель правления Дальневосточного отделения Российского союза туроператоров Александр Осауленко уверен, что железнодорожные маршруты как из Владивостока, так и из Хабаровска "будут очень популярными, если ветка продлится до Харбина". "Суйфэньхэ всегда был интересен только с точки зрения „туров выходного дня" и „шоп-туров", он не является эпицентром культурной, развлекательной жизни или популярным местом отдыха", — пояснил господин Осауленко.



Существующие наземные схемы движения в Харбин объединяют автомобильные и железнодорожные перевозки, либо, в единичных случаях, это автоперевозки, что очень утомительно для туристов. Прямое железнодорожное сообщение с Харбином, по мнению господина Осауленко, станет хорошей альтернативой существующим вариантам.



По словам Анатолия Сенченко, технологическая возможность организации железнодорожного сообщения с Харбином есть. Но поскольку на Харбинской дороге узкая колея пути, необходимо будет решить ряд вопросов, в том числе по созданию пункта перестановки вагонов на погранпереходе. Но по некоторым сведениям, китайская сторона пока выразила готовность на организацию железнодорожного маршрута только до Суйфэньхэ.