Исследователи из университета Сассекса подвели итоги многолетнего исследования, посвященного изучению социальных навыков и понимания межличностных отношений у детей. Они начали изучать группу детей, когда тем было по три года. И закончили наблюдение, когда детям исполнилось по 12 лет. Дети вместе со своими мамами выполняли разные задания и проходили тесты, показывая, как они понимают и оценивают нормы поведения человека в обществе.
Один из тестов, придуманных исследователями, основывался на просмотре участниками телевизионной комедии "Офис". В ее оригинальном британском варианте один из главных героев - Дэвид Брент (персонаж известного британского комика Рикки Гервайса) - типичный пример "бесчувственного" индивидуума, который совершенно некорректно ведет себя в самых разных психологических ситуациях.
Как рассказал доктор Никола Юилл, примерно с восьми лет дети так же, как и взрослые, начинали негативно оценивать сцены с "бестактностями" Дэвида Брента и хорошо понимали, что именно этот герой делает неправильно. К концу исследования они выполняли это и другие задания на понимание социальных норм и правил поведения так же хорошо, как и их матери. Фактически, по мнению ученых, детей от 12 лет с точки зрения социальной адаптации можно считать взрослыми.
Когда эти дети были маленькими, исследователи изучали, какие слова и термины мать использовала в разговоре с ними. Они вместе рассматривали серию картинок с разными сценками из повседневной жизни. Выяснилось, что лучше всего со "взрослыми" тестами справлялись дети, чьи матери несколькими годами ранее описывали эмоциональное состояние людей на картинке, предполагали, о чем эти люди думают и что собираются делать.
Сильнее всего связь между разговорами об эмоциях и развитием социальных навыков проявляется в восьмилетнем возрасте. К 12 годам дети, с которыми таких разговоров не проводили, немного догнали своих "эмоционально заряженных" сверстников. Так ученые доказали, что к подростковому возрасту дети становятся менее зависимыми от своих матерей и более подверженными влиянию других взрослых и своих сверстников.
Связь совершенно не зависела от коэффициента интеллекта матери, ее собственных успехов при прохождении тестов на понимание межличностных отношений в обществе, а также от уровня владения родным языком - по сути, ораторского искусства, сообщает Infox.ru.