Документ был подписан в рамках рабочего визита в Японию премьер-министра России Владимира Путина. Целью соглашения является обеспечение надежной правовой основы для российско-японского сотрудничества в области мирного атома. Соглашение охватывает широкий спектр возможных направлений сотрудничества, такие как разведка и разработка урановых месторождений, проектирование, строительство и эксплуатация легководных реакторов, переработка и обращение с радиоактивными отходами, ядерная безопасность, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды.
Как считает представитель в палате от Агинской Бурятской окружной Думы Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, "такой перерыв в отношениях в сфере мирного использования атомной энергии (предыдущее соглашение подписывалось еще между Японией и Советским Союзом в 1991 году) можно объяснить в первую очередь разногласиями в политической сфере между Российской Федерацией и Японией, и в частности проблемой Курильских островов, на которые претендует Япония. Что касается атомной энергетики, то эта область сама по себе достаточно сильно политизирована. Понимание того, что необходимо активное взаимодействие в мирном использовании атома пришло буквально в течение года-двух, когда возник мировой кризис, и стала понятна надежность атомного энергообеспечения и возможность диверсификации рисков. И даже отсутствие мирного договора не остановило Японию при подписании соглашения, хотя северные территории, которые мы не можем отдать, они ставят во главу угла. Ситуация вынудила японцев к сотрудничеству, для которого мы всегда были открыты. Ведь мы не только территориально близки, но у нас есть совместные проекты, которые мы двигаем вперед, в частности обеспечение надежности энергообеспечения Японии через Сахалинский проект. Я японская сторона не имела к нам претензий за более чем 10-летнее сотрудничество в этой сфере. Думаю, что в условиях нестабильности они сделали правильный шаг в стремлении диверсифицировать свои риски и более активно сотрудничать с Россией в атомной отрасли, в которой обе страны имеют свои ниши, приоритеты и достижения. Мы можем сложить наши положительные стороны - развитую атомную электронику Японии, ее систему управления и российские реакторы, доказавшие свою эффективность, технологическое сопровождение, наши строительные технологии. Финансовые показатели вряд ли будут снижены. У нас есть ресурсы - и у корпорации, и у государства - чтобы поддержать эти проекты. Да и японская сторона имеет достаточное количество средств для реализации совместных проектов таких, как разведка, добыча и обогащение урана, проектирование и строительство АЭС и прочих".
Представитель в палате от законодательного органа государственной власти Томской области Владимир Жидких отметил, "подписанное соглашение - это ключевое, практическое приложение к столь ожидаемому японской стороной визиту российского премьер-министра. Можно сделать вывод, что российско-японские отношения перешли в иную - конструктивную плоскость. Потенциально экономики наших государств могли иметь значительно большую выгоду, торговый оборот и количество реализуемых совместных проектов, но не имели мы их из-за территориального вопроса. Японские политики никак не могли набраться смелости и перешагнуть его. Это продолжалось практически десятилетие. Серьезным катализатором этого процесса стало соглашение, подготовленное в Росатоме. Что касается атомной энергетики, то мы приобрели в лице Японии очень мощного партнера. Да, у нас налаживается взаимоотношение с Германией, но это страна приняла политическое решение вывести из оборота все энергетические атомные блоки и остановить станции. А Япония, как и мы, одним из приоритетов экономики считает развитие атомной энергетики. В любом случае Япония для нас, безусловно, продуктивный партнер даже в условиях кризиса. Этот международный альянс удваивает конкурентоспособность российских и японских атомщиков.

Пресс-служба Совета Федерации по материалам ИА Regnum