Как отметил президент России Дмитрий Медведев на Санкт-Петербургском экономическом форуме, «мы готовы к дополнительным мерам по повышению эффективности агропромышленного производства, созданию благоприятных условий для внедрения инноваций и обеспечения доступа эффективных сельхозпроизводителей к земле и капиталу». При этом, особую роль, по мнению Медведева, будет играть так называемый «Восточный коридор развития».

Как сообщает "Коммерсант", на Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге председатель совета директоров группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) Павел Скурихин заявил о том, что холдинг может построить на Дальнем Востоке зерновой терминал мощностью 1,5 млн т. Проект предложен в рамках планов по созданию Дальневосточного транспортного коридора, а также инициативы правительства РФ по развитию российского зернового экспорта, в том числе созданию «Объединенной зерновой компании».

«Реализация проекта обходилась на определенном этапе в $50 млн», - считает заместитель гендиректора ГК «Сибирский аграрный холдинг» по связям с общественностью Андрей Кузнецов. Он уточнил, что уже был «произведен выбор площадок под строительство терминала на берегу Японского моря в Приморском крае», а также достигнуты предварительные договоренности с банками об открытии кредитных линий для реализации проекта. «Высокий уровень расходов на транспортировку зерна из сибирских регионов на Дальний Восток (свыше 3000 км) делает нашу растениеводческую продукцию неконкурентоспособной на рынках Юго-Восточной Азии», - отметил Андрей Кузнецов.

Эксперты отмечают, что экономическая целесообразность строительства зернового терминала на Дальнем Востоке определяется не только транспортными тарифами, но и вопросами спроса. Заместитель директора по научной работе института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Олег Рензин отметил, что в тех странах Юго-Восточной Азии, где традиционно в пищу использовался рис - Японии, Китае - есть тенденция увеличения потребления пшеницы. Но при этом  он считает, что рано говорить об экспорте российского зерна в Азию.

Вместе с тем, во время визита на Дальний Восток делегации японских бизнесменов ассоциации «РОТОБО» с целью развития экономических связей отмечался значительный интерес японской стороны к перспективам экспорта российского зерна через дальневосточные порты. По словам полпреда президента в ДФО Виктора ИШАЕВА, «наша цель - изучить в каких сферах на Дальнем Востоке может принять участие японский инвестор». «По результатам нашей поездки мы примем решение, как японский бизнес сможет участвовать в реализации различных инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке», - отметил глава делегации, президент ассоциации «РОТОБО» Такаси Нисиока.

На данный момент проектов, находящихся в стадии реализации  в этой области, на Дальнем Востоке нет.  Но заинтересованность Москвы в перевалке зерна азиатским соседям  с использованием портовых мощностей и транспортной инфраструктуры ДФО дает шанс региону компенсировать часть потерь, связанных с потерей грузоборота импортных подержанных автомобилей и экспортного металлолома.