В ближайшие дни госкорпорация "Ростехнологии" объявит о создании крупного автомобильного холдинга на базе АвтоВАЗа и КАМАЗа. Однако эту информацию на самом КАМАЗе комментировать отказались. На АвтоВАЗе тоже подробностей не сообщили.

Стоит отметить, что подобное объединение находится в русле недавних высказываний главы "Ростехнологий" Сергея ЧЕМЕЗОВА. В мае этого года он заявил о том, что руководимая им организация планирует заняться консолидацией активов по видам деятельности. Вот только сможет ли эта операция спасти лихорадящий тольяттинский автогигант, вопрос достаточно сложный.

Напомним, что в августе АвтоВАЗ остановил главный конвейер из-за перепроизводства. При этом 25 миллиардов рублей, которые были выделены из государственного бюджета на решение проблем предприятия, АвтоВАЗ уже потратил.

С грузовым автогигантом из Набережных Челнов ситуация намного лучше, так как на российских просторах КАМАЗ остается единственным заводом, выпускающим практически полный спектр грузовой автомобильной техники. По сообщениям пресс-службы Камского автозавода, на российском грузовом рынке доля КАМАЗа составила 69 процентов (июль 2009 года). Причина довольно проста: повышение пошлин на импортные автомобили и общее снижение потребительского спроса на них из-за кризиса.

Итак, по данным СМИ, структура акционерного капитала нового холдинга будет состоять из 25 процентов акций АвтоВАЗа, 37,8 процента - КАМАЗа и 30 процентов - завода "Автодизель". Остальная часть сформируется за счет акций ряда предприятий - производителей автокомпонентов, которые сегодня входят в корпорацию "Ростехнологии". Основой для вновь создаваемого холдинга может стать ООО "Автоинвест-холдинг" - компания, согласно годовому отчету "Ростехнологий" за прошлый год, созданная специально для реализации инвестиционных проектов в этом направлении.

Впрочем, эксперты не готовы однозначно оценить подобное объединение.

Как заявил замдиректора аналитического агентства "АВТОСТАТ" Сергей Удалов, "если говорить об этом объединении как о государственной программе развития автопрома и некой стратегии, то оно имеет смысл с точки зрения взаимодействия с другими отраслями. Если же говорить о близких результатах от этого объединения, которые могли бы положительно повлиять на рынок, то их в близком будущем ждать не стоит". При этом объединение АвтоВАЗа и КАМАЗа, отмечает эксперт, вызовет дополнительные трудности. Совместно управлять двумя самыми большими российскими автомобильными заводами можно только с точки зрения стратегии, с точки зрения тактики это затруднительно.

Действительно, с одной стороны, крупный холдинг с объединенными активами позволит в непростой экономической ситуации привлекать большие по объемам кредиты, а следовательно, более динамично развиваться. Тем более что база для этого у обоих автозаводов есть, и, надо сказать, неплохая. С другой стороны, функционирование такого автомобильного монстра может быть сильно затруднено. 170 тысяч рабочих (около 110 тысяч на АвтоВАЗе и 59 тысяч на КАМАЗе), несколько сотен предприятий технологической цепочки - объединить все это в исправно работающую структуру будет весьма и весьма непросто.

Актуальным остается и вопрос управления. Без создания еще одной структуры, которая вела бы холдинг по волнам продолжающегося экономического кризиса, обойтись вряд ли удастся, а менять коней на переправе придется все равно, сообщает «Российская газета».