Как считает председатель Совета Федерации, "140 млрд. руб., которые могли бы пойти на строительство новых школ и профтехучилищ, на зарплату учителям, чиновники растранжирили на содержание себя, любимых. Уже очевидно, что никакие модернизация и инновационное развитие экономики сегодня невозможны без крупномасштабных реформ национальной системы образования. Она давно в глубоком кризисе, и уже одно это резко снижает конкурентоспособность страны. В большинстве стран G20 львиную долю прироста ВВП обеспечивают инновации и новые знания. У нас - рост мировых цен на углеводороды и металлы".

По его мнению, бесконтрольная коммерциализация высшего, профессионально-технического и среднего образования за полтора десятилетия стала синонимом их стремительной деградации. По итогам международных тестов грамотности школьников Россия очутилась среди развивающихся стран. Система профтехобразования в текущем десятилетии окончательно развалилась. Высшее образование превращено в циничный бизнес. Оно не по карману 70% молодых людей. Даже в условиях кризиса реальный сектор сталкивается с нехваткой квалифицированных рабочих, толковых инженеров и проектировщиков.

Необходимо восстановить государственный и общественный контроль над образовательной средой. Образование должно вновь стать доступным. Мы приветствуем последние решения Правительства о развитии системы льготного кредитования учащихся вузов. Но это только первый шаг. Давно пора установить, что формы и масштабы коммерциализации образования должны определяться государством по согласованию с организациями гражданского общества. Неэффективные образовательные учреждения, торгующие «корками», а не знаниями, должны быть безжалостно закрыты. Наконец, необходимо увязать структуру и принципы функционирования образовательной системы со стратегиями развития отраслей и экономики в целом. Стране нужны качественные инженеры и управленцы, а не многотысячные отряды малокомпетентных правоведов и бухгалтеров, подытожил спикер.