Проверка подержанных импортных авто на наличие опасных насекомых незаконна, решила антимонопольная служба. Теперь Россельхознадзору и Федеральной таможенной службе грозят иски от пострадавших автоперегонщиков.

Федеральная антимонопольная служба приняла решение об отмене документа, согласно которому все ввозимые в Россию подержанные авто должны проходить обязательную фитосанитарную проверку. Как пояснили в ФАС, Россельхознадзор, включив с 15 июля этого года подержанные автомобили в перечень продукции, подлежащей карантинному досмотру, нарушил свои полномочия. Такие распоряжения имеет право издавать только правительство.

К тому же, сильно затруднив процесс ввоза и легализации иномарок, Россельхознадзор практически не обеспечил возможностей для реализации своих требований.

Дело против Россельхознадзора и Федеральной таможенной службы было возбуждено 6 августа. В подготовке документа принимали участие оба этих органа. 28 августа в ФАС прошло заседание комиссии, в котором участвовали также представители обеих провинившихся инстанций. «Ранее ФАС не возбуждала дел по нарушению закона о защите конкуренции против государственных ведомств такого уровня», - отметили в антимонопольной службе.

По итогам заседания было принято решение об отмене незаконной нормы. В течение десяти дней Россельхознадзор и ФТС должны получить решение ФАС, а в течение последующего месяца - устранить противоречия с законом.

Включение импортных подержанных автомобилей в «карантинный список» произошло одновременно с другими мерами, сократившими ввоз автомобилей в Россию, - такими как увеличение ввозных пошлин в начале года. Согласно информации Россельхознадзора, в 2007-2008 годах в 14 ввезенных на территорию РФ подержанных автомобилях были обнаружены насекомые, несущие потенциальный вред сельскому хозяйству, - такие как японский жук, американская белая бабочка и азиатская хлопковая совка.

Тем не менее, механизм, который бы сделал принятую санитарную меру реальной, за полтора месяца действия запрета не появился. Так, стандартов подобных проверок не существует.

При этом, к примеру, на Дальнем Востоке крупнейшим портом, через который ввозятся автомобили, является Владивосток, а ближайшая к нему лаборатория, способная провести квалифицированную фитосанитарную проверку автомобиля, находится в Магадане, на расстоянии почти 5 тысяч километров. Так далеко никто автомобили не везет, проверки совершаются контролерами на месте. Что тоже с точки зрения закона -  не обосновано.

В ФАС отметили, что ранее Россельхознадзор и ФТС не оспаривали их решений и не доводили дело до судебных разбирательств, однако антимонопольная служба готова к отстаиванию своей позиции в федеральном арбитражном суде. Не исключается также выдвижение исков от автоперегонщиков, понесших потери за время действия незаконных норм. В Россельхознадзоре претензии ФАС не комментируют, поскольку решение ими еще не получено.

Газета.ру