Как передает корреспондент РИА «Дейта», об угрозе загрязнения Японского моря нефтепродуктами рассказал в своем докладе «Загрязнение японского моря судами: состояние и перспективы спутникового мониторинга» старший научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Вячеслав ДУБИНА. Доклад был зачитан на секционном заседании международного экологического форума «Природа без границ».

По словам ученого, сброс льяльных и промывочных вод, содержащих нефтепродукты, с судов - второй по величине источник загрязнения моря нефтью. Большая часть сброшенной нефти исчезает в результате природных процессов, но часть ее образует так называемые «нефтяные агрегаты» (комочки нефти), которые могут сохраняться в природной среде более 10 лет. Несмотря на одинаковую интенсивность судоходства в российской и японской частях Японского моря, загрязнение нефтяными агрегатами у берегов Приморского края выше в несколько раз. При этом около 20% залива Петра Великого занимают острова, которые как фильтр накапливают сброшенную в море нефть. В этом районе находятся заповедники и заказники, такие как Дальневосточный морской биосферный заповедник в Хасанском районе, являющийся местом обитания многих эндемиков и реликтов региона.
В настоящее время установить, виновно ли то или иное судно в загрязнении моря, сложно, так как большинство сбросов происходит ночью. Во времена СССР на побережье действовало авиапатрулирование, и образование нефтяных пятен отслеживалось с самолетов, но в 1991 году программа было закрыта из-за отсутствия финансирования. На данный момент ученые круги говорят о необходимости введения системы спутникового мониторинга, которая бы работала в тесном взаимодействии с системой диспетчерского сопровождения судов. По словам Вячеслава Дубины, после реализации нефтяных проектов в Приморском крае интенсивность танкерного судоходства существенно  возрастет, что неизменно вызовет рост объемов загрязнения.

Как сообщалось ранее, в конце 2009 года в бухте Козьмино Приморского края готовится к сдаче нефтяной терминал мощностью 15 млн. тонн в год (конечная точка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан). Также в Партизанском районе края будет построен нефтеперерабатывающий завод мощностью 20 млн. тонн. Несмотря на согласованность проектов с контролирующими государственными органами и соответствие законодательству, планы по их реализации вызвали протесты ряда ученых, экологических организаций, общественности.
Напомним, четвертый международный экологический форум «Природа без границ» проходит во Владивостоке с 6 по 8 октября 2009 года. В рамках мероприятия экологи, ученые, представители бизнеса и государственных структур обсуждают экологические проблемы региона, вопросы природоохранной деятельности.