Этим документом наследнику цесаревичу Николаю (будущему императору Николаю П) предписывалось: “Ваше императорское высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к сооружению на счет казны и непосредственным распоряжением правительства Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути”. По прибытии во Владивосток цесаревич 19 мая 1891 года в 10 часов утра в двух с половиной верстах от города соизволил лично наложить в приготовленную тачку земли и свезти ее на полотно строящейся железной дороги и разровнял мастерком цементный раствор под первый кирпич будущего железнодорожного вокзала. Великое строительство началось. Строительство этой гигантской магистрали, протяженностью более восьми тысяч километров, было завершено в январе 1916 года. Газета «Ля Франс» писала: «После открытия Америки и постройки Суэцкого канала история не отмечала события более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской дороги». Сначала, в 1903 году, движение по линии было открыто через Манчжурию до Гродеково, и только с завершением строительства моста через Амур поезда на всем протяжении Транссиба пошли по российской земле. Строительство магистрали началось одновременно из двух конечных пунктов. Для ускорения выработки на трассе Сибирскую линию изначально разделили на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский. Именно поэтому по темпам строители Транссиба значительно опередили канадских и американских коллег, в то же самое время сооружавших свои трансконтинентальные железные дороги. В среднем за год в эксплуатацию вводилось около 550 километров стальной магистрали. На некоторых участках в сутки укладывалось по 6 километров полотна. Смычка рельсов на всем протяжении Великого Сибирского Пути произошла 21 октября (3 ноября) 1901 года, когда строители Китайско-Восточной железной дороги, прокладывавшие рельсовую колею с запада и востока, встретились друг с другом. Регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную эксплуатацию. Дата 1(14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всем его протяжении, хотя в рельсовом пути был перерыв: через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме. Сегодня Транссиб переживает второе рождение, в декабре 2002 года был завершен полный его перевод на электрическую тягу, на всем протяжении проведена оптиковолоконная связь, вес грузовых составов вырос до 6 тысяч тонн, а скорость пассажирских составов - до 120 километров в час. Развитие глубоководных тихоокеанских портов, строительство Транскорейской магистрали, создание постоянного железнодорожного сообщения с Сахалином и Якутском, освоение богатств зоны БАМа делают Транссиб в 21 веке важнейшей магистралью России, сообщает пресс- центр ДВЖД.