Volkswagen Group стала крупнейшим производителем автомобилей в мире, сообщила 10 ноября вчера аналитическая компания IHS Global Insight. По ее данным, Volkswagen за девять месяцев года выпустил 4,4 млн машин (под брендами Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Seat, Skoda, Volkswagen и Volkswagen Commercial Vehicles), тогда как его ближайший конкурент Toyota - 4 млн. Аналитики указывают, что немецкий концерн смог усилить свои позиции прежде всего благодаря мерам, принятым правительствами Китая, Германии и Великобритании для стимулирования продаж машин.

К примеру, продажи на китайском рынке, уже ставшем самым большим по числу проданных автомобилей в мире, продолжают стремительно расти после того, как правительство Китая снизило налог с продаж для автомобилей и предоставило субсидии покупателям машин.

Усилению VW способствовало и то, что Toyota вдвое сократила производство в I квартале - с 2,1 млн машин до 1,1 млн. Директор IHS Global Insight Кристофер Стюмер говорит, что Toyota «тормозила очень жестко», а у Volkswagen из-за стимулирования продаж чиновниками «не было в этом необходимости».

Объявляя итоги III квартала, председатель совета директоров Volkswagen Group Мартин Винтеркорн заявил, что компания намерена увеличить долю на рынке за счет запуска новых моделей. С этого года компания выпускает модели Volkswagen, специально созданные для китайского рынка. Благодаря этому в июне она продала в Китае 128 000 машин, что составляет практически четверть мировых продаж компании в этом месяце. По собственным оценкам, по итогам трех кварталов доля Volkswagen на мировом автомобильном рынке выросла с 10% до 11,7%. Но это стоило производителю рентабельности: чистая прибыль группы Volkswagen (без учета Porsche) в III квартале упала по сравнению с тем же периодом прошлого года на 86% до 161 млн евро. Компания ожидает выручку в этом году в размере 77,2 млрд евро, что на 10% меньше, чем в 2008 г. Самым стабильным рынком для Volkswagen остается Европа, на которую приходится половина продаж компании, заявил Винтеркорн. Европейские продажи компании снизились за девять месяцев на 3,8%, а в США - на 9,6%.

Volkswagen действительно сильно прибавил за этот год, считает Владимир Видулов, глава представительства JATO Dynamics. «Меры по поддержке покупателей в Европе возымели эффект, - отмечает он, - при этом консервативные европейцы предпочитают менять свои старые машины на новые той же марки, и это на руку Volkswagen, позиции которого традиционно сильны в Европе». Golf, приводит он пример, долгие годы остается самой популярной машиной в Европе.

Но из-за агрессивного развития компания катастрофически теряет прибыль, указывает Видулов: «В России продажи Volkswagen упали на 30%, это гораздо лучше, чем у многих других производителей. Но такой рывок стоил компании огромных инвестиций, только завод в Калуге обошелся ей в 600 млн евро».

Toyota стала крупнейшим производителем автомобилей в прошлом году, сместив с лидерской позиции General Motors, которая удерживала ее на протяжении 80 лет. В этом году японский производитель намерен произвести 7 млн машин, хотя в прошлом году объемы его производства составляли 9,24 млн.

"Ведомости"