Экономических, социальных, инфраструктурных, культурных. Кризис их только усилил.

По мнению председателя Совета Федерации, есть риск, что посткризисное развитие регионов эти диспропорции еще более усугубит. Если планы развития территорий и отраслей по-прежнему не будут увязываться друг с другом. Если запущенные в последние годы крупные энергоиндустриальные проекты не будут скорректированы с целью содействовать развитию в регионах многоотраслевой экономики и гармоничному росту городов.

Как считает С. Миронов, если так и не будет начата разработка единой стратегии комплексного развития территорий, нацеленной на преодоление монопрофильного характера региональных и местных экономик. Эта стратегия должна определить механизмы привлечения инвестиций, увязать региональное развитие с отраслевыми стратегиями и структурной политикой в промышленности, определить ответственность крупного бизнеса за развитие «территорий присутствия». Надо исходить из того, что никакие бизнесы не могут развиваться ценой деградации целых территорий. И самое главное - субъекты, функции и институты планирования развития городов и регионов должны быть закреплены в законах и нормативных правовых актах.

По его словам, не преодолев межрегиональных диспропорций, страна не сможет гармонично развиваться. Не избавится от перманентно возникающих зон социального бедствия. От пяти - десятикратных отличий соседствующих на географической карте областей в плане развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы и бюджетной обеспеченности. Что никак не может способствовать укреплению нашего государственного организма. Поэтому региональное измерение качества жизни должно стать важнейшим показателем, характеризующим внутреннюю устойчивость российского государства, - подытожил спикер.