В августе 2009 года, когда активисты ДВО РАН и общественных организаций решили создать Координационный совет по экологическим проблемам края, возникла идея и о проведении общественной экологической экспертизы проектных материалов газопровода. Прежде всего, экологов интересовала та его часть, которая затрагивает охраняемые природные территории Хасанского района.

Инициативу по организации экспертизы взяла на себя организация БРОК - «Бюро региональных общественных кампаний», уже имевшая опыт такой работы. Подробностями с РИА «Дейта» поделился председатель Совета этой общественной организации, заслуженный эколог России Анатолий ЛЕБЕДЕВ:

«Когда заявление о проведении экспертизы было направлено, как предусмотрено законом, в администрацию Хасанского района, выяснилось, что у БРОКа тут есть конкуренты. Их было два, оба московские - «Гринлайт» и «Экологическое движение конкретных дел». При этом, «Гринлайт» в соответствии с Уставом не имеет права вести какую бы то ни  было деятельность в Приморье, хотя и направил заявление о проведении ОЭЭ куда положено - в Хасанскую администрацию. А ЭДКД угораздило направить заявление прямо губернатору Приморья, что по закону значит - в никуда. То есть, полноценной оказалась только общественная экспертиза БРОКа, которую провела комиссия в составе самых авторитетных в крае ученых под руководством академика Ю.Н.Журавлева.       

В ее заключении суммированы все претензии к проекту газопровода, не раз высказанные и на общественных слушаниях в Славянке, и в рамках созданной там согласительное комиссии, и в многочисленных обращениях граждан и ученых к заказчику и разработчикам проекта, в правительственные и надзорные органы.

Как оказался Хасанский район на географическом маршруте Хабаровск-Владивосток? Зачем этим малочисленным поселкам труба, если район прекрасно снабжается газом в баллонах? Если главная задача - снабжение газом предусмотренных в перспективных схемах газоперерабатывающего и сжижающего заводов в Славянке и Перевозной, так почему не сказать об этом открыто?  В общем-то понятно: завод и терминал в Перевозной - красная тряпка для экологов после удачно отбитых попыток завести туда, на землю леопарда, нефтепровод ВСТО. Но для государственной монополии такая застенчивость в протаскивании нового опасного проекта кажется по крайней мере неуместной.    

Стоит заметить, что процедура общественной экспертизы как раз и имеет целью помочь заказчикам и разработчикам опасных проектов избавиться от излишней застенчивости и действовать просто - по закону. В соответствии с ним ОО БРОК и направил заключение приморских ученых во все заинтересованные структуры - Ростехнадзор, Главгосэкспертизу, в Газпроминвествосток, в правительство. Более того, председателю нашего Координационного совета профессору Б.В. Преображенскому удалось принять участие в итоговом заседании московской экспертной комиссии организации «Гринлайт» и передать ее руководству свое особое мнение. Поскольку ознакомиться с солидным томом их положительного заключения нашему эксперту не удалось. 

Заметим, что ЭДКД, несмотря на нелегитимность своей общественной экспертизы, все-таки тоже ее провело, и даже опубликовало в «Комсомолке» информацию об итогах. Информация завершалась, как и следовало ожидать от «карманной» организации «Газпрома», словами: «Экспертная комиссия...считает допустимыми прогнозируемые потенциальные воздействия на окружающую среду, обусловленные строительством и эксплуатацией газопровода». При этом, однако, она полагает целесообразным «предложить заказчику проработать альтернативный вариант трассы в обход природного парка «Вяземский». Трудно понять, почему вдруг этот природный парк из всей цепочки ценнейших охраняемых и рекреационных зон оказался так мил сердцу ЭДКД, но факт: ни слова в защиту водно-болотных угодий природного парка «Хасанский», грубо пересекаемых трассой трубы с давлением в 200 атмосфер, ни в защиту заповедной Земли леопарда, которую трубе тоже никак не обойти, у этих экспертов не нашлось. Устроила их, похоже, и абсурдная идея подачи газа на пустынный Русский остров не из соседнего Владивостока, а из той же Перевозной, по многокилометровому подводному дюкеру.

Впрочем, по поводу этой «творческой находки» проектировщиков в Минрегионе, похоже, спохватились: теперь уже вовсю муссируется проект газопровода на Русский все-таки из Владивостока под водами Босфора. Но это ведь - новый проект, и по закону он требует новых  слушаний и новой экспертизы. Увы, законы у нас пишутся, похоже, для кого угодно, только не для правительства. За их исполнение придется вести долгую и трудную борьбу. Наверное, чтоб экологи, не дай Бог, не заскучали. И чтобы, не дай Бог, не слишком удешевить проект: ведь чем больше переделок, тем больше денег можно направить, куда нужно».