Через год в Рунете может появиться первый государственный поисковик. Как пишет РБК Daily, в правительстве заинтересовались идеей создания национального поисковика, предложенной замглавы администрации президента Владиславом Сурковым. Финансировать разработку конкурента «Яндекса» и Rambler смогут исключительно российские инвесторы.

О том, что в России может быть создана собственная национальная поисковая система, изданию рассказали три источника в крупных российских интернет-компаниях и один инвестбанкир. Возможность альтернативы «Яндексу» и Rambler обсуждается Минкомсвязи с конца прошлого года. «В отличие от уже существующих систем новая должна быть более ориентированной на государственные нужды, в том числе обеспечивать доступ к безопасной информации, фильтровать сайты с запрещенным контентом», - поясняет один из источников.

Другой собеседник говорит, что государство заинтересовано в создании «компании, не менее влиятельной, чем «Яндекс», но без участия иностранных акционеров (акционер «Яндекса» - голландская Yandex N. V. - РБК daily)». «Причины чисто политические. Таким образом, власть сможет получить относительно контролируемый поисковик с лояльными владельцами», - говорит один из источников. Идея разработать национальную систему поиска в Интернете родилась в стенах администрации президента. Затем проект был отдан в ведение главы Минкомсвязи Игоря ЩЕГОЛЕВА.

В России уже есть как минимум один успешный игрок с российскими акционерами - Rambler. «Рассматривалась возможность приобрести этого игрока, однако в результате было решено создать систему с нуля», - говорит один из источников. В пресс-службе президента не ответили на запрос РБК daily. Представители Минкомсвязи вчера вечером не были доступны для комментариев.

«К проекту планировалось привлечь будущего национального чемпиона в области связи - «Ростелеком», - рассказывает один из собеседников РБК daily, близкий к компании. Он оговаривается, что «вся работа по этому проекту находится в зачаточной стадии». По информации двух собеседников РБК daily, к разработке поисковика также планировалось привлечь компанию «Ашманов и партнеры», управляющим партнером которой является разработчик поисковой машины для Rambler Игорь Ашманов.

В числе игроков, которые могут быть задействованы в проекте, и разработчик программных продуктов ABBYY, известный благодаря своим электронными словарями Lingvo и системе распознавания документов Fine Reader. «По приблизительным оценкам, всего в создание подобной системы планируется инвестировать до 100 млн долл. Финансирование может начаться уже в этом году», - говорят источники.

Представители «Ростелекома» не комментируют информацию о привлечении компании к созданию национального поисковика, ссылаясь на то, что пресс-службе об этом ничего не известно. Президент ABBYY Сергей Андреев от комментариев отказался. Так же поступил и Игорь Ашманов.

Источник в одной из крупных телекоммуникационных компаний говорит, что идея создания альтернативной поисковой системы сама по себе «малоперспективна». «Основной вопрос в том, как популяризировать систему, фильтрующую информацию, когда существуют совершенно свободные поисковики. Очевидно, что для того, чтобы сделать поисковик конкурентным, понадобятся значительные средства», - считает собеседник РБК daily.

В «Яндексе» отметили, что слышали «о существовании таких слухов», но подробностей не знают. Пресс-секретарь компании Rambler Марина Анисимова полагает, что в ближайшее время ситуация на поисковом рынке серьезно не изменится. «Если рассуждать логически, то для создания конкурентоспособной поисковой системы, сопоставимой с лидерами рынка, необходимо, во-первых, создать серьезную технологическую платформу, реально эффективный и удобный сервис, отвечающий запросам пользователей. А затем предпринять грамотные маркетинговые ходы по его продвижению. На выполнение этих задач потребуются очень большие инвестиции и время», - говорит г-жа Анисимова. По ее мнению, задача осложняется и тем, что российский пользователь уже сейчас имеет возможность выбирать между «Яндексом», Google и Rambler. У него должны появиться веские причины поменять сервис, которым он пользуется постоянно.