Как сообщили РИА «Дейта» в пресс-службе холдинга «Миэль», объекты коммерческой недвижимости с правильной сильной концепцией пострадали в кризисный период менее всего. И в нынешней ситуации, когда количественный уровень офисных и торговых площадей достаточно высок, рынок вступает в новую фазу - войну концепций.

Застройщики, которые при возведении объекта руководствовались одним единственным принципом - построить больше площадей, потому что на растущем рынке потреблялось практически все, сегодня пожинают плоды своей недальновидности или экономности: заполняемость таких объектов можно оценить в 15-30% для офисных центров и в 50-60 % для торговых комплексов.

«Приступать к строительству торгового объекта площадью 50 000 - 60 000 кв. м в том месте, где его будет невозможно заполнить покупателями - это ошибка. Строить офисный центр, и не планировать достаточного количества парковочных мест, при существующей норме 1 машино-место на 40 кв.м площади, неосмотрительно. Это примеры непродуманной концепции или отсутствие таковой», - считает эксперт компании.

Среди других, не менее значимых факторов эксперты компании называют следующие. Для офисов - это глубина этажа, освещенность, количество лифтов, высота потолков, инженерия, отвечающая современным требованиям, опытная управляющая компания. Важнейший фактор для торгового центра - это этажность. Например, согласно статистике, в трехэтажном торговом комплексе на второй этаж поднимаются уже 60-70 % посетителей, на третий - 30-35%, поэтому именно там всегда находятся кинотеатры, рестораны, фуд-корты и другие « завлекалочки». Важный момент - общие открытые зоны, они должны быть просторными с большим количеством воздуха и света. Понятная внутренняя логистика: случается, что форма здания повторяет неправильную форму участка и поэтому состоит из тупиков и сложной коридорной системы, неудобной для посетителей.
Для примера, офисный центр «Fresh Plaza» площадью 24 000 кв. м. во Владивостоке до сих пор остается полупустым. Исходя из его площади, проектом должно быть предусмотрено 600 парковочных мест, но, если взглянуть на схему 2 цокольного этажа - их там всего 44 для «VIP-клиентов». Еще пара десятков машин может разместиться на улице непосредственно у здания. Кстати, любой житель Владивостока помнит, что первоначально на месте «синезеленой коробки» должна была появиться многоярусная парковка.
Напомним, что главные арендаторы - государственные заказчики - Дальневосточная дирекция Минрегиона и ДСД Владивосток (Росавтодор), которые фактически и обеспечивают жизнеспособность офисного центра за средства федерального бюджета, невзирая на самую высокую арендную ставку в городе - 1 700 рублей за квадратный метр.