Чтобы мошенники не выманивали у доверчивых граждан деньги эсэмэсками, нужно ограничить отправку sms на короткие номера: пусть она будет доступна только тем абонентам, кто заключит специальный договор с оператором — таково предложение Роскомнадзора.

В связи с распространением sms-мошенничества Роскомнадзор планирует упорядочить использование коротких номеров, рассказал на коллегии Минкомсвязи замруководителя службы Александр Катулевский. Речь идет о сомнительных телевикторинах и вирусах-вымогателях, которые блокируют компьютер, а для разблокировки требуют отправить sms на платный номер, объяснил представитель Роскомнадзора Михаил Воробьев.

Аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова оценивает объем мошеннического рынка почти в $50 млн в 2009 г. — около 15% из примерно $350 млн выручки сотовых операторов от микроплатежей. В те же 10-15% оценивают долю некачественных сервисов операторы и контент-провайдеры.

Роскомнадзор, по словам Катулевского, предлагает заключать с абонентом специальное соглашение о дополнительных услугах, чтобы ему «было понятно, на что он подписывается». Служба направила свои предложения в Минкомсвязи, а в ближайшие дни планирует встретиться с представителями крупных операторов.

Сейчас абонент, звоня или отправляя sms на короткий номер, тем самым принимает публичную оферту контент-провайдера, за которым зарезервирован номер, сказала представитель «Мегафона» Татьяна Зверева. Оператор всего лишь предоставляет контент-провайдеру техническую возможность оказать абоненту услугу, объяснила она.

Услугу предоставляет контент-провайдер, подчеркивает представитель МТС Ирина Осадчая.

Операторы «большой тройки» пока не получали приглашений от Роскомнадзора, сказали их представители. Предложение Роскомнадзора противоречит мировой практике, считает Панкратова.

Между тем в начале этого года во время эпидемии sms-мошенничества операторы сами начали борьбу с ним — ввели штрафы для недобросовестных партнеров, дали возможность бесплатно узнать стоимость услуги. МТС для наиболее «отличившихся» номеров ввела подтверждение платежа по sms: при отправке sms приходит ответ с указанием стоимости услуги и просьбой подтвердить платеж.

В результате принятых «Вымпелкомом» мер против мошенничества количество жалоб вернулось на уровень сентября 2009 г. — до пика атак мошенников, сказал представитель оператора. По словам представителя «Мегафона» Романа Проколова, у этого оператора количество жалоб сократилось на 40-60%. А абоненты МТС в марте жаловались на контент-провайдеров на 58% меньше, чем в декабре, заметила Осадчая. Абсолютных цифр представители операторов не называют. «Ведомости»