Замысел «Тихоокеанской сюиты» связан с рождением и расцветом на берегах Японского моря дальневосточной столицы России — Владивостока. Его юбилею посвящено это сочинение.

«Тихоокеанская сюита» М. Аркадьева — это музыкальное полотно, насыщенное «океаническими» образами: картинами морской стихии и природы. С другой стороны, это обращение к истории. В позапрошлом столетии доблестные офицеры русского флота, которые совершали гидрографическую экспедицию на Дальнем Востоке и давали названия, были знакомы с мифологией Древней Греции. В этом композитор находит связь современного Владивостока с его полуторавековым прошлым и истории города с прошлым всего человечества.

Названия четырёх частей сюиты — это не просто названия бухт Приморья. Три из них — «Патрокл», «Аякс», «Парис» — это имена героев истории древнего мира. Патрокл, Аякс и Парис — античные гомеровские персонажи, участники Троянской войны. Каждый из них отличался смелостью, могучей силой и жизнестойкостью. Идущие не только против воли людей, но и против воли богов, гордые и непреклонные герои оставили свой яркий след в древнегреческой мифологии. «Золотой Рог» — относительно современное название и тоже заимствовано из истории. В 1859 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил особое внимание на хорошо укрытую бухту. Она напоминала Золотой Рог в Стамбуле (залив в проливе Босфор). И генерал-губернатор предложил назвать её так же, а на берегах бухты приказал основать военный пост, который он же поименовал Владивостоком.

Каждая часть сюиты описывает сиюминутное состояние морской стихии, схваченного композитором, и в то же время даёт музыкальную характеристику своим одноимённым героям. Музыкально-живописная палитра богата оттенками настроения. В потоке звуков — штиль и легкое волнение, шторм и буря, производящая впечатление вселенской катастрофы, здесь слышны десятки нюансов, окрашивающих морские волны от прозрачных, почти бесцветных оттенков до густой черноты.

«Патрокл» — первая часть сюиты — экспозиция всего сочинения. Здесь всё — от умиротворённого спокойствия стихии до «Девятого вала» Айвазовского. Совершенно не случайно вспоминается творчество этого великого мастера морского пейзажа, тонко и эмоционально передающего переживания человека перед лицом прекрасной и одновременно безжалостной морской стихии.

«Аякс» — самая драматическая часть произведения. По сути, это воспоминание об истории острова Русский, которая перекликается с судьбой античного героя, погибшего при защите Трои, и в то же время напоминание о временах русско-японской войны начала прошлого века.

«Парис» — лирический центр музыкального полотна, передающий утренний морской пейзаж, полный спокойствия, лазурной нежности и грёз. Бухта Парис — самая тихая из бухт. Апофеозом и одновременно торжественной кульминацией всего цикла является заключительная часть «Золотой Рог», где в финале звучит вселенский колокольный звон.

9 июля  в 18:30 в большом зале Приморской краевой филармонии - «Тихоокеанская сюита» для большого симфонического оркестра к 150-летию Владивостока!

ТИХООКЕАНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Художественный руководитель и главный дирижер

Заслуженный артист РФ Михаил Аркадьев

Телефон кассы 26-40-22.