Экспортно-сырьевая направленность экономики Дальнего Востока и неконкурентоспособность ее перерабатывающего сектора по-прежнему превалируют в регионе.

Об этом 2 июля в Хабаровске на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и укрепления позиции Российской Федерации в АТР заявил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

По его словам, сложные природно-климатические условия, отсутствие условий для самореализации, высокая стоимость жизни заставляют покидать Дальний Восток, прежде всего, экономически активную и квалифицированную часть населения.

Несмотря на то, что  среднемесячная начисленная заработная в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году  превышала среднероссийскую на 20%, стоимость минимального набора продуктов питания выше, чем в среднем по России на 49%. А стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения – на 32%.

Неравные условия для деятельности по сравнению с другими российскими территориями дальневосточных производств (высокие транспортные издержки и энергетические тарифы, низкая транспортная доступность, сложные климатические условия) выталкивают с территории округа бизнес, в том числе  технологичный и инновационный, в более благоприятные районы.

Добавив в свое выступление позитива, Виктор Ишаев подчеркнул, что в последнее время все-таки меняется отношение к ситуации на Дальнем Востоке.

Разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Инвестиционный портфель Дальнего Востока предлагает к реализации до 2013 года только крупных проектов на общую стоимость более трёх триллионов рублей, а до 2025 года более девяти триллионов.

Для изменения и улучшения ситуации Виктор Ишаев предложил снять ограничения, препятствующие ускоренному развитию Дальнего Востока - прежде всего, транспортные и энергетические.

Необходимо увеличить провозную и пропускную способность Байкало-Амурской железнодорожной магистрали с одновременным развитием восточных портов.

На Дальнем Востоке, считает полпред, необходимо применять особую государственную политику в сфере налогового, таможенного и тарифного регулирования.

А также сформировать благоприятный инвестиционный климат для создания на территории Дальнего Востока перерабатывающих производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью в природно-ресурсном секторе,  высокотехнологичных инновационных производств, включая судо- и авиастроение, формирования космического кластера на базе космодрома «Восточный».