Низкие доходы и сбережения россиян заставляют думать лишь о решении локальных проблем. Всероссийский центр изучения общественного мнения(ВЦИОМ) представил данные о том, зачем россияне приобретают товары длительного пользования, какой стратегии приобретения(накопление, кредит, в долг) придерживаются и где предпочитают совершать крупные покупки: в своем населенном пункте или в других местах.

Как показало исследование, за десять лет количество бытовой техники в домах россиян существенно выросло. Почти все за 20 лет обзавелись телевизорами и холодильниками. Практически в каждой семье сегодня есть и то, и другое(по 96%; в 1990 году 87% и 85% соответственно). Также более 89% опрошенных – обладатели стиральной машины(в 1990-м их было 73%), пылесоса – 80%(66% в 1990-м), часов – 85%(78% в 1990-м) и мебели – 91%(с 48% в 1990-м).

Резко увеличилась в России доля владельцев микроволновых печей – с 3% в 1990-м до 55% сейчас, а также видеомагнитофонов и DVD-плееров – с 4% до 63%. В то же время из домов респондентов исчезают радиотехника(она есть у 47% против 61% в 1990 году), швейные машины(с 55% до 47%) и пианино(с 11% до 6%).

Между тем, как и 20 лет назад, основной причиной совершения крупных покупок для большинства россиян(61%) остается стремление к тому, чтобы в доме было все для удобной жизни.

Почти половина(45%) сограждан приобретают подобные товары с целью заменить старые вещи новыми, причем за последние годы этот стимул стал более популярным(с 39% в 1990 году). Меньшинство(7%) граждан делают крупные покупки, руководствуясь желанием иметь красивые и дорогие вещи. 3% рассматривают дорогостоящие покупки как способ инвестиций, а 1% убежден, что в условиях дефицита подобные товары не будут лишними.

По данным исследования, больше половины россиян(58%) предпочитают откладывать деньги на приобретение дорогостоящих товаров, почти четверть опрошенных(23%) пользуется кредитом, а залезать в долги любят лишь 8%.

То, что большинство не использует кредиты для покупки, объясняется неразвитостью кредитной системы, высокими ставками и низкой доступностью кредита, нежеланием населения покупать в долг, объясняют эксперты.

Между тем в последние годы объем покупаемого в долг существенно вырос. Кредитная экспансия банков началась не так давно, сильный удар по сектору кредитования нанес кризис. Большинству людей пока проще накопить, чем выплачивать огромные проценты по кредиту, к тому же не все имеют нормальный доступ к банковскому кредиту, особенно это касается регионов и российской глубинки.

Однако несмотря на то что уровень жизни людей вырос, говорить о переходе на другой уровень самосознания и более активном участии людей в экономической и политической жизни пока не приходится.

«2/3 россиян не имеют сбережений, фактически живут одним днем. В такой ситуации рост политической активности может носить только протестный характер. Российское общество более склонно идти параллельными путями с политиками, каждый своей дорогой», – комментируют в аналитическом департаменте ГК«Альпари». Газета.ру