Начавшись на Алтае и в Забайкалье, он постепенно распространяется и на центральную часть страны. В частности, осуждается вопрос об объединении Москвы и Московской области. Политики и общество внимательно следят за этим процессом, понимая его многоплановость и сложность при прогнозировании отдаленных последствий. В одном все едины: запускать процедуру объединения без детального обсуждения на всех уровнях и проведения референдума нельзя.

Как прокомментировал председатель Совета Федерации Сергей Миронов, «Москва и Московская область могут в перспективе объединиться в единый регион. Это целесообразно и выгодно для обоих субъектов РФ. Однако главный ответ на этот вопрос должны дать жители регионов на референдуме. Считаю также необходимым усилить федеральную составляющую в управлении столицей. Москва не может управляться только на региональном уровне, ведь местная власть принимает, в том числе, важные не только для москвичей решения. Кроме того, Москва и ее облик, ее судьба волнует россиян. Столица имеет большое значение для всей страны. Поэтому должна существовать некая федеральная управленческая вертикаль, определяющая и градостроительную политику. Учитывая особый статус Москвы, можно было бы в будущем присвоить мэру города статус вице-премьера правительства России».

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок считает, что «объединение в перспективе Москвы и Московской области действительно выгодно. Прежде всего, это будет полезно для дальнейшего развития самой столицы. Сегодня многим московским предприятиям физически не хватает территории. Поэтому Москву надо "разгружать": выводить за пределы кольца промышленные предприятия, базы снабжения и т.д. Развернется широкое строительство в области малоэтажных поселков. Кроме того, благодаря объединению с Москвой, жители области получат более мощную систему социальной защиты, у них окажутся льготы, которые имеют сейчас москвичи. Но вопрос об объединении должен решаться путем референдума. Соответствующий механизм хорошо прописан в действующей Конституции. В силу объективных причин у Москвы должно быть больше прав, чем у других регионов. Ведь  столица это политический и экономический центр федерального значения. Не следует забывать и о том, что Москва – это огромный транспортный узел».

Представитель в СФ от Курганской областной Думы Сергей Лисовский отметил, что «в идее объединения Москвы и Московской области в единый регион много плюсов.  Сократится количество чиновников и, следовательно, уменьшатся расходы на содержание управленческого аппарата. Кроме того, объединение регионов значительно оптимизирует инфраструктуру Москвы и области. Вместе с тем я пока затрудняюсь оценивать, насколько эффективным окажется управление единым регионом. В любом случае, у его главы будет иной статус и более широкие полномочия. С другой стороны, и федеральные органы, естественно, должны будут принимать более активное участие в управлении новым субъектом РФ. Надеюсь, что объединение Москвы и области приведет к более эффективному и справедливому распределению средств из федерального бюджета. Не исключаю, что жители Москвы и области могут получить одинаковое социальное обеспечение».

по материалам Regions.ru