В аппаратах с надписями «Икра зернистая» лососевую икру в 200-граммовых жестяных банках продают по 300 рублей. Компания, которая закупает сырье на Сахалине и везет с Владивостока поездом пока не собирается идти в регионы. По словам директора компании,"нигде в мире больше икру в вендинговых автоматах не продают, а у меня и патент на это устройство есть"

Компания Юрия КАЗЬМЕНКО начала заниматься поставками красной икры с Дальнего Востока в Москву еще в 1995 году. Но создать масштабный бизнес не сумел - его компания "Юкра" с 50 млн руб. оборота за 2009 год находится лишь во второй десятке российских поставщиков рыбы и морепродуктов. "Юкра" работает только в столице, тогда как другие игроки рыбного рынка освоили регионы.

В 2005 году КАЗЬМЕНКО купил испанский вендинговый автомат для продажи мороженого и нанял двух инженеров, которые за месяц переделали его под продажи икры. "Схема несложная - как блоху подковать", - уверяет он. По сути своей аппарат - это большой холодильник. Стоит он около 9 тыс. евро, плюс примерно 1 тыс. евро - затраты на переоборудование.

Три года назад Казьменко обзавелся собственными мощностями - купил с местным партнером небольшую фабрику на Сахалине "Аскания-Нова", которая выпускает 40-50 тонн икры в год. Для сравнения: лидер рынка морепродуктов - "Русское море", по данным "СПАРК-Интерфакс", в 2008 году на одном только подмосковном заводе переработал 1356 тонн икры.

В ассортименте всего пять позиций товара: икра в жестяных и стеклянных банках от 50 до 200 г.

С первым аппаратом "Юкре" повезло: его удалось разместить в здании правительства Москвы на Новом Арбате.Несмотря на то, что икромат находился на 14-м этаже, в не самом проходном месте, эксперимент удался. Эта точка одна из самых выгодных до сих пор: в месяц чиновники покупают более 40 кг икры — примерно 100 тыс. руб. выручки.

В 2007 году КАЗЬМЕНКО решился тиражировать проект. Но за серийный выпуск икроматов производители не брались, так что инженеры "Юкры" до сих пор переоборудуют икроматы вручную. А поскольку лизинговые схемы на вендинговом рынке не развиты. То автоматы приходилось покупать по предоплате.

Первоначально планировалось расставить икрометы в наиболее проходных местах. «Чем больше посетителей, тем больше покупателей», - рассуждал КАЗЬМЕНКО. И ошибся. Оказалось, что для продажи икры куда важнее, кто именно проходит мимо аппарата. "Мы обнаружили интересное явление: если бизнес-центр более чем на 50% "женский", то аппарат приносит прибыль, если проходят в основном мужчины, то место гиблое", - делится бизнесмен.

По расчетам журнала «Секрет фирмы», инвестиции в один икромет отбиваются при удачном стечении обстоятельств всего за три года.