Государство начало наступление на профессиональных мистиков. Запрет, принятый депутатами, касается рекламы оккультно-мистических услуг и относится не только к колдунам, но и к всевозможным целителям (в том числе к тем, кто утверждает, что использует народные средства). Исключение сделано для специалистов с сертификатом, выданным в государственных органах.

Что же так взволновало депутатов?

 - Согласно данным ВОЗ, сегодня в России примерно 800 тысяч всевозможных эзотериков, то есть колдунов, астрологов и других таких деятелей, при этом врачей всего 600 тысяч, а ученых - 400 тысяч, - говорит Андрей ЮРЕВИЧ, замдиректора Института психологии РАН.

Масштабы увлечения целительством или, к примеру, экстрасенсорикой подтверждают и данные других экспертов.

 — На кастинги программы "Битва экстрасенсов" каждый раз приходило до тысячи человек,— говорит Михаил ВИНОГРАДОВ, профессор психиатрии, возглавлявший Центр психофизиологических исследований МВД и до недавнего времени эксперт программы "Битва экстрасенсов".— Из них только примерно 20 человек, то есть по три победителя каждого сезона, имеют какие-то способности к экстрасенсорике. Желающих прислониться к хлебному делу много, а мошенников тьма-тьмущая. Думаю, что на Москву есть всего пара сотен человек, которые реально лечат таким вот образом.

Специалисты считают, что людям, которые повелись на обещания знахарей, часто наносится серьезный вред, моральный и физический. При этом рекламой оккультных услуг заполнены как печатные СМИ, так и телевидение. Приводились, к примеру, данные Российского онкологического научного центра, согласно которым почти половина людей, больных раком, сначала идут к всевозможным целителям.

 Годовой оборот рынка рекламы целителей и колдунов - это более 10 млн долларов. А сами они, по данным члена комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны ЯКОВЛЕВОЙ, зарабатывают около 2 млрд долларов ежегодно. Впрочем, дело не только в рекламе. Как указывает Андрей ЮРЕВИЧ, мода на эзотерику - черта кризисных времен.

 - Известно, что в такие периоды в обществе нарастает иррационализм, что мы и видели в России в 1990-х,- говорит эксперт.- Наконец, мистицизм был всегда свойствен российскому менталитету.

Парадокс в том, что необходимость запрета на рекламу признают и специалисты, непосредственно связанные со всевозможными нетрадиционными методиками.

 - Экстрасенсорика существует, все спецслужбы мира продолжают изучать это явление,— утверждает Михаил ВИНОГРАДОВ. - Однако число "оборотней" среди колдунов, целителей или экстрасенсов примерно равно количеству "оборотней" среди милиционеров и врачей. И поэтому такой закон просто необходим, чтобы их отсечь. К тому же от целителей, зарегистрированных как частные предприниматели, государство получает налоги, а доходы шарлатанов и мошенников остаются в тени. В конце концов, обычные врачи, ведущие частную практику, при публикации своей рекламы предъявляют врачебные сертификаты в обязательном порядке.

Источник: журнал "Огонек"