В России, как и в большинстве стран, Skype вне закона. "Большая тройка" российских операторов уже несет потери и готовит контрнаступление. Возможно, 23 декабря, когда на территории России пользователи этой программы дошли до состояния «чуть не разбил свой компьютер» и писать в форумы недоуменное «что происходит?» стал один их первых дней необъявленной коммерческой войны. Хотя еще в 2009 году, после заседания комиссии РСПП по телекоммуникациям и информационным технологиям, на котором говорили о об изменении в закон о связи (понимай «возможном запрещении Скайпа в России») The New York Times напечатала заметку о том, какие дикие люди эти русские и их бизнес-лобби.

Тем не менее 23 декабря 2010 года прекратились не только бизнес-переговоры и скайп-романы, но и прервалась связь между людьми, для которых программа не развлечение, а единственный способ связи с внешним миром.

По сообщению Газеты.ру, популярный во всем мире сервис интернет-телефонии Skype не работает уже в течение нескольких часов. «Некоторые пользователи могли столкнуться с проблемами при подключении к нашему сервису, – наши программисты и инженеры работают для возникших неполадок», - говорится в записи компании в твиттере.

С проблемами в работе IP-телефонии столкнулись пользователи Skype как в США, так и в европейских странах Мобильные приложения Skype, в том числе приложения для Iphone и аппаратов работающих на системе Android, также не работают, сообщает издание Financial Post. В конце ноября услугами Skype пользовались уже 25 млн человек.

Журнал «Секрет фирмы» опубликовал материал о Расс ШОУ, генеральном директоре компании в регионе EMEA (сокращенно от аббревиатуры Европа, Ближний Восток и Африка). Россия стала первой страной, которую он посетил после своего назначения. Его задача -сделать мобильным Skype.

В основном за счет владельцев мобильных телефонов Skype собирается в 2010 году удвоить выручку с нынешних $558 млн до $1 млрд. Сколько из них должна принести наша страна, ШОУ не говорит. Но уверяет, что для Skype Россия является одним из самых быстрорастущих рынков в мире по числу пользователей.

Своего офиса у Skype в России нет и, скорее всего, не будет. Нет и рекламы. Шоу нанял российское PR-агентство не для продвижения услуг на рынке, а чтобы отслеживать информацию о Skype в местных СМИ. Дело не в экономии, хотя бизнес-модель компании, имеющей всего два офиса - в Люксембурге и Лондоне, построена именно на этом.

Как и в большинстве других стран, в России деятельность Skype находится вне правового поля. Формально компания не ведет здесь бизнеса. Россияне пользуются зарубежным сервисом, скачивая программу с сервера, расположенного в Лондоне. Далее Skype лишь преобразует голос в цифровые данные, используя технологии IP-телефонии. Звонки люди совершают самостоятельно через интернет или 3G-сети, принадлежащие российским операторам связи.

Между тем по российским законам все звонки должны проходить по голосовым каналам связи, а в случае междугородних или международных разговоров еще и через цепочку операторов-посредников. По мнению чиновников, это необходимо, чтобы на каждом этапе иметь ответственного за качество связи. Да и спецслужбам проще прослушивать трафик, который легко поддается дешифровке.

Наконец, сложившаяся система — хороший источник дохода. Сотовые операторы инвестируют в развитие сетей, тратят деньги на лицензии, компенсируя расходы высокими тарифами.

Издержки Skype, напротив, минимальны. Компания не строит своих сетей. Все ее оборудование — серверы, где записаны данные, которые пользователи оставляют о себе при регистрации: имя, фамилия, адрес электронной почты, номер телефона и т. п. Продвигается Skype только в Сети, причем не самым дорогим способом.

Вместо массированной рекламы компания привлекает новых клиентов сверхнизкими тарифами. Установка программного обеспечения и разговоры между пользователями Skype вообще бесплатны. Компания зарабатывает на звонках своих пользователей на стационарные и мобильные телефоны, где нет Skype. Это всего 10% общего трафика. Но и здесь тарифы оператора зачастую несопоставимы с тарифами обычных связистов. За возможность без ограничений звонить в огромное число городов по всему миру Skype берет всего $12,95 в месяц.

В большинстве случаев операторы принимают Skype в штыки. И есть из-за чего. По последним данным агентства TeleGeography, рост международного телефонного трафика замедлился. Если на протяжении последних 25 лет он рос на 15% в год, то в 2009-м увеличился лишь на 8%. Skype, напротив, в кризис только выиграл. В прошлом году его трафик подскочил на 63%. Компания контролирует 8% общемирового телефонного трафика (с учетом как аналоговой и мобильной связи, так и передачи "голоса" через интернет).

В кризис многие компании сокращают издержки, а пользователи экономят на связи. Например, в авиакомпании "Трансаэро" весь технический персонал перевели на Skype. "На управляемость это повлияло положительно, - не скрывает удовлетворения генеральный директор "Трансаэро" Ольга ПЛЕШАКОВА. - Когда техник находится в командировке в США для ремонта самолета, по Skype можно увидеть, где он и что делает". Общение осуществляется посредством видеозвонка.

"Мы не считаем себя конкурентами сотовых операторов, - объясняет ШОУ. - Мы хотим привлекать абонентов, которые раньше вообще не звонили или звонили совсем мало. Более того, мы можем эффективно сотрудничать", - цитирует его "Секрет фирмы".