Доля истребителей марки «Су» на мировом рынке новых многофункциональных истребителей в 2000-2004 гг. в количественном отношении составила 35,2%, и 29,5% в 2005-2009 гг.

Об этом говорится в опубликованном сегодня отчете по мировому рынку истребителей Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). За прошедшие десять лет на экспорт было поставлено 437 машин (240 - в 2000-2004 гг. и 197 -  в 2005-2009 гг.).

В условиях сужения рынка Китая, отмечается в исследовании, усилия были   сконцентрированы на диверсификации экспорта самолетов семейства «Су». Грамотная маркетинговая политика обеспечила высокую результативность. Были заключены крупные контракты с Малайзией, Индонезией, Алжиром, Венесуэлой и Вьетнамом. В ряде этих стран удалось победить в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с ведущими  производителями многофункциональных истребителей.

Первое место на мировом рынке боевых самолетов, по расчетам экспертов ЦАМТО, занимает американская компания «Локхид Мартин». Объем ее поставок в 2000-2004 гг. составил 300 ед. (44%), в 2005-2009 гг. – 283 ед. (42,4%). Общий объем поставок за 10 лет (2000-2009 гг.) достиг 583 машин. На третьей позиции находится китайская  «Ченду» (J-7, J-10, JF-17) - 56 ед. в 2000-2004 гг. (8,2%), и 34 ед. (5,1%) в 2005-2009 гг. (всего 90 машин). Четвертое место в рейтинге ЦАМТО занимает французская компания «Дассо авиасьон» («Мираж-2000») – 38 ед. в 2000-2004 гг. (5,6%) и 19 ед. (2,8%) в 2005-2009 гг. (всего 57 машин). Пятое место - за «Боингом» (F-15, F/A-18) – 10 ед. (1,5%) в 2000-2004 гг. и 40 ед. (6%) в 2005-2009 гг. (всего 50 машин).

РСК «МиГ» занимает шестое место в списке – 34 ед. в 2000-2004 гг. (5%), и 8 ед. (1,2%) в 2005-2009 гг. (всего 42 машины). ЦАМТО отмечает, что компания реализует несколько крупных экспортных контрактов по модернизации самолетов «МиГ», которые в данном анализе не учитываются. В частности, осуществляется масштабная программа по модернизации парка МиГ-29 ВВС Индии и Перу. Программы модернизации или ремонта МиГ-29 за последние пять лет реализованы с Болгарией, Венгрией, Йеменом, Сербией, Польшей, Словакией, Эритреей.

Седьмое место занимает «Грипен интернэшнл» - 39 ед. (JAS-39 «Грипен») в 2005-2009 гг. (5,8%). Британская «БАе системз» на 8-м месте – 4 ед. в 2000-2004 гг. и 24 ед. в 2005-2009 гг. (всего 28 машин). Европейский консорциум «Еврофайтер» с истребителями EF-2000 «Тайфун» девятый – 23 ед. в 2005-2009 гг.

В целом объем мирового экспорта новых многофункциональных истребителей в период 2000-2004 гг. составил 682 ед. (в 2005-2009 гг. – 667 ед.). Общий объем поставок за 10-летний период составил 1349 машин.

По методике ЦАМТО в категорию «новые» включены поставки истребителей, лицензионные программы, а также самолетов из состава ВС стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых истребителей четвертого поколения с продленным сроком эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового самолета того же типа на тот же период времени.