Спасательная операция в Охотском море длилась месяц - начиная с новогодней ночи и до последнего январского дня. Сейчас, когда последнее судно – плавбаза «Содружество» выведена на чистую воду, а ледоколы «Красин» и «Адмирал Макаров» принимают топливо перед тем, как вернуться к работе по контракту, специальная комиссия ищет ответы на вопросы. Стоимость операции оценивается в 180 млн рублей. «Причем она до конца еще не просчитана», - отметил президент транспортной группы FESCO Сергей ГЕНЕРАЛОВ.

«В одиннадцать часов утра 31 декабря плавбаза «Содружество» была выведена на чистую воду, - начал пресс-конференцию управляющий директор ОАО «ДВМП» Владимир КОРЧАНОВ. – Ледоколы «Красин» и «Адмирал Макаров» еще 24 часа после завершения спасательной операции держали в точке принятия решений. Сейчас они заправляются. А мы анализируем ситуацию и подводим итоги».

Специальная комиссия разбирается – почему не все суда ушли из Сахалинского залива? Почему не была проведена ледовая разведка, не уточнена информация у метеорологов?

Напомним, что в районе Сахалинского залива еще 26 декабря произошел сброс массового льда с Шантарских островов. В тот момент там находилось 17 судов. Большая часть из них – 14 – снялись с якоря, на месте остались только ПБ «Содружество», НИС «Профессор Кизиветтер», ТР «Берег Надежды». Уточним, что из всех троих только «Берегу Надежды» присвоен ледовый класс, судно строилось для работы в Арктике, а «Кизиветтер», согласно классификации, может выходить в самостоятельное плавание в разреженных льдах до 15 см.

После того, как 30 декабря 2010 года руководство ОАО «ДВМП» получило официальный запрос от БИФ «ТИНРО-Центр» и ОАО ХК «Дальморепродукт» об оказании услуг по проводке судов, блокированных льдом, и 31 декабря Росморречфлот объявил о спасательной операции, ледоколы «Магадан» и «Адмирал Макаров» отправились в точку бедствия.  

Далее работу ледоколов осложняли как погодные условия, так и РТМ «Мыс Елизаветы», которое также пришлось выводить на чистую воду, временно прекратив спасение других судов.

Следующим вывели «Профессора Кизиветтера». А спасение самого массивного судна – плавбазы «Содружество» - затруднило ухудшение погоды и сильное сжатие льдов с 14 января 2011 года.

Поэтому ледоколы «Адмирал Макаров» и «Красин» (прибывший вместо «Магадана») оставили плавбазу и 19 января направились к транспортному рефрижератору «Берег Надежды». Спустя пять дней ТР вывели на чистую воду.

Далее ледоколы караваном отправились на спасение плавбазы. «Адмирал Макаров» осуществлял ледовую разведку и прокладывал канал, а «Красин» буксировал «Берег Надежды».

«Тросы рвались как нитки, экипажи ледоколов посменно работали при минус 22-24 градусов по Цельсию и северном ветре», - говорит Владимир КОРЧАНОВ.

«Инженера-гидролога Сергея ДУНАЕВА для проведения ледовой разведки пришлось поднимать в люльке при сильном порывистом ветре борт вертолета МЧС, которому нельзя было приземляться на палубу ледокола", - поясняет инженер-технолог ДВМП Николай ШАТАЛИН.

Как считает Сергей ГЕНЕРАЛОВ, специальной комиссии теперь предстоит разобраться: кто принимал неправильные решения и почему не все суда ушли из района Сахалинского залива.

Кроме того, будет выработан документ, регламентирующий нахождение судов в море в период неблагоприятных погодных условий. «Минтранс и Росрыболовство приступили к разработке этого документа. Может до следующего сезона выработают. Тем более надо совершенствовать законодательную базу», - сообщил президент транспортной группы FESCO.

Что касается суммы спасательной операции, руководство компании называет только общую цифру – 180 млн рублей. «Это 6,5 тысяч топлива (мазута флотского пятого), ледовая разведка, вертолет, заказ тросов и другое», - резюмирует ГЕНЕРАЛОВ. - Процесс – кто сколько будет выплачивать - идет. Но у нас судовые журналы еще не запрашивали».