Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провѐл совещание по вопросу «Об итогах деятельности топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в 2010 году и задачах на 2011 год», на котором в числе прочих коснулся ситуации  с  ценами  на  дизельное  топливо.

«Сегодняшнее совещание - повод обсудить ещѐ одну очень важную проблему. Это ситуация с ценами. Надѐжное обеспечение внутреннего рынка должно служить для нас безусловным приоритетом. Нужно создать надѐжную страховку от разного рода скачков, от немотивированного и ни чем не обоснованного вздутия цен, а сам механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным», - заявил премьер.

«В  этой  связи  не  могу  не  остановиться  на  ситуации  с  ценами  на  дизельное  топливо,  тем более  что  это  один  из  ключевых  ресурсов  для  сельхозпредприятий,  начавших,  по  сути, весенне-полевые работы.

Обращаю внимание, уважаемые коллеги: с декабря 2010-го по январь 2011 года рост цен на дизельное топливо составил более 35% (это отпускные цены с НПЗ). Средняя цена на  солярку в январе перевалила за 28 тыс. рублей за тонну. Минэнерго, ФАС, Российская академия наук провели анализ факторов, оказавших влияние на такой бурный рост. И что выявилось на деле? Объективные факторы роста тоже есть, но они оказались совсем не основными.

По данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50% в увеличении цены (или в абсолютных цифрах - в январе 3 тыс. 902 рубля, а в феврале 3 тыс. 500 рублей)  приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний. С этим, вы понимаете, никто не может согласиться.

Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, а затем, на втором этапе, и к его искусственному созданию. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная - просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль».

По словам Владимира Путина, «Минэнерго, другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями. В результате такой работы ряд компаний уже позитивно отреагировал. В  этой  связи  даю  команду  ФАС  незамедлительно  начать  антимонопольное  расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо.

Также считаю, что нам необходимо подумать о формировании резервов на нефтепродукты для сглаживания сезонных колебаний. И прошу Минэнерго поговорить с коллегами и с нашими ведущими компаниями -«Транснефтью», НПЗ - поработать, где, какие возможности на этот счѐт существуют, сделать соответствующие предложения».

«Кроме того, - заявил премьер, - НПЗ должны согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором свои планы ведения текущих ремонтов и регламентных работ, чтобы заводы не останавливались на ремонт одновременно, как это подчас у нас бывает сегодня. И в связи с этим не возникал бы дефицит поставок. Соответствующее решение мы примем в самое ближайшее время. Если такая проблема возникает - а она возникает у нас время от времени, - мы не можем и не должны еѐ допускать.

И, наконец, мы приняли принципиальное, согласованное с нефтяными компаниями решение: в текущем году продлить льготную цену на ГСМ для сельхозпроизводителей. Скидка должна составить 10% от цены, которая сложилась на 1 ноября 2010 года. Это значит,  что от сегодняшней цены скидка составит где-то 30%, чуть больше. В абсолютных цифрах это значит, что сельхозпроизводители получат поддержку в объѐме порядка 10 млрд рублей».