Приказ МВД N 28, который вступает в силу через десять дней после публикации, содержит новую редакцию правил регистрации автомобилей в ГИБДД. Напомним, что основными недостатками регистрационной системы считаются огромные очереди и коррумпированность. В 2009 году в Госавтоинспекции началась реформа: был принят регламент, обязавший ведомство тратить на регистрацию машины не более трех часов. В августе 2010 года распоряжение о дальнейшем упрощении регистрации подписал премьер Владимир Путин.

МВД, следуя воле премьера, решило отменить обязательную проверку инспектором номера двигателя автомобиля. При этом гражданам все равно придется представить машину на смотровую площадку — осмотр номера кузова и других агрегатов никто не отменял. А номер двигателя инспектор будет проверять только в том случае, если у него возникнут подозрения о криминальном прошлом автомобиля. Обычно в этом случае автовладельца направляют к криминалисту, при этом процедура экспертизы может занять несколько дней. Кроме того, если автомобиль был поставлен на учет по поддельным документам, то ГИБДД сможет отменить его регистрацию только в течение пяти лет после этого (до сих пор временных ограничений не существовало). Напомним, при отмене учета госномера изымаются, а машина передается владельцу на хранение без права эксплуатации.

Теперь автовладельцу не нужно будет снимать с учета машину при продаже (достаточно заключить с новым собственником договор купли-продажи), а новый владелец сможет сохранить госномер. Правда это относится к случаям, когда старый и новый собственники живут в одном субъекте федерации. Восстановить техпаспорт, изменить учетные данные и получить дубликат номеров можно будет в любом отделении ГИБДД, работающем в том регионе, где проживает владелец. В свою очередь, при переезде в другой регион обязанность снимать с учета машину отпадает — это произойдет автоматически, когда гражданин обратится в ГИБДД по новому месту жительства.

Любопытно, что снятые с машин госномера (от которых отказались новые собственники) теперь не будут утилизировать. Госзнак останется в ГИБДД — и если он не поцарапан и не помят (соответствует ГОСТу), то его выдадут другому автовладельцу. В ГИБДД это пояснили нехваткой средств на производство номеров. Правда, в случае кражи или утери номера придется заново проходить процедуру регистрации и получать новые госзнаки — восстанавливать старые будет запрещено.

С очередями в ГИБДД предполагается бороться, в частности, таким образом: заявление на любое регистрационное действие будет приниматься в электронном виде через единый портал госуслуг. Запись на прием также будет осуществляться в электронном виде: если человек не успеет прийти в назначенное время, то в ГИБДД его будут ждать полчаса, после этого заявка аннулируется. При этом возможности записаться в ГИБДД по телефону не будет. Как быть гражданам, не имеющим доступа к интернету, но не желающим тратить время на очередь, в ГИБДД не смогли пояснить.

Новые правила регистрации вводят ряд и других новшеств. К примеру, если машина продана по доверенности, прежний владелец сможет в любой момент аннулировать ее регистрацию. В этом случае новый собственник не сможет эксплуатировать автомобиль, пока не поставит его на учет и не получит новые номера. Кроме того, автосалонам будет запрещено выдавать водителям транзитные номера, это право остается только у автоинспекции. Сами же "транзиты" будут действовать 20 суток (до сих пор срок действия варьировался от 5 до 20 суток), но продлевать их будет запрещено.

"В результате отмены проверки номера двигателя может значительно вырасти число автоугонов, ведь угнанные машины будет проще продать,— заявил гендиректор компании "Подбор авто" Михаил Зотов.— Сейчас 90-95% угнанных автомобилей находят благодаря выявлению перебитых номеров. При этом инспекторы, проводящие такую проверку, боятся ставить свою подпись на экспертизе под страхом уголовной ответственности. Теперь не будут бояться, ведь обязанность проверять номер отменяется". Господин Зотов добавил, что может вырасти число угонов для демонтажа и продажи двигателя, стоимость которого у дорогих автомобилей может достигать 300 тыс. руб. «Коммерсант»