Некоторое время назад председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков поставил под сомнение необходимость возвращения к практике выборности губернаторов.

«В сегодняшней ситуации власти денег выборы губернаторов опаснее их назначения – неизвестно кто придет, умаслив телевидение и избирателей», - сказал он. Отсутствие выборов, по его словам, это, с одной стороны, нарушение демократии, но с другой - во имя формального демократизма не нужно подставлять регионы, подчеркнул он. Вместе с тем парламентарий заявил, что «со временем, наверное, к практике выборов нужно будет вернуться».

Как прокомментировал представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок, «сегодня выборы губернаторов проходили бы по схеме «у кого денежный мешок больше».

Вместе с тем в перспективе нужно возвращаться к практике выборности руководителей регионов. Осуществлять это нужно постепенно, используя промежуточные формы, но начинать лучше поскорее. При возвращении к прямым выборам губернаторов было бы очень важно установить максимально строгие ограничения на ведение избирательных кампаний, исключив в первую очередь административный ресурс. Подчеркну, что главы регионов должны обязательно подчиняться верховной власти. В лихие же 90-е, когда никакого подчинения не было, они оказались независимыми не только от федеральной власти, но и от своего народа, от обязательств перед ним».

Представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Калужской области Валерий Сударенков считает, что «практика прямых выборов губернаторов, бесспорно, привлекательна. Но не нужно делать поспешных выводов о системе назначения региональных руководителей, которая сегодня используется в России. Для того чтобы понять, подходит она нам или нет, должно пройти две-три пятилетки. Вместе с тем очевидна необходимость наделения региональной власти большей степенью ответственности за того, кого она избирает. Ведь Президент только де-юре представляет будущего губернатора, выбранного из рекомендуемых ему партией-победительницей кандидатур. Наделяет же кандидата губернаторскими полномочиями представительный орган власти, поэтому он и должен нести за него ответственность. Полагаю, что равноправными являются варианты с прямыми и косвенными выборами губернаторов. Обе эти схемы существуют в мировой практике и не противоречат друг другу. Они обе имеют как достоинства, так и недостатки. Не скажу, что первый опыт 90-х годов по выборности глав регионов был неудачным. Он был достаточно удачным. Другое дело, что опасность финансового влияния на результаты выборов существует всегда».

по материалам Regions.ru