Насколько опасны такие машины, в интервью «Газете.Ru» рассказал руководитель энергетического отдела «Гринпис Россия» Владимир Чупров.

– Владимир Алексеевич, по данным таможенников, гамма-излучение в 49 автомобилях, задержанных на посту Владивостока, превышено в 2–6 раз. Насколько это опасно?

– Если радиационный фон превышен в шесть раз, мощность излучения составляет 6–8 мкЗв/ч на 1 килограмм массы. Предел техногенной зоны – 1 мЗв. Соответственно, человеку нужно где-то пару месяцев поездить, чтобы получить радиоактивное облучение.

– Водитель не будет находиться в автомобиле постоянно. Каким образом он получит облучение?

– Радиоактивная пыль, которой покрыты эти автомобили, содержит в себе элемент цезий-137. Он выводится из организма до 70 суток.

– Есть информация, что на автомобилях также превышена поверхностная доза бета-излучения. Каким образом это может сказаться на тех, кто находится снаружи?

– Радиоактивная пыль может попасть на кожу, может попасть в легкие. Это уже внутренне облучение, от него просто так не избавиться

– Какова будет степень поражения водителя, эксплуатирующего «загрязненный» автомобиль?

– Поскольку дозы воздействия будут малыми, то видимых следов наподобие «ядерного загара», отслоения кожи или выпадения волос не будет. Однако увеличивается в разы риск онкологических заболеваний. Это могут быть внутренние органы, кожа – в зависимости от того, на какую часть тела оказывалось большее воздействие. Ну и, конечно, общее ухудшение здоровья.

– Возможна ли процедура очистки загрязненных автомобилей?

– Да, но это довольно дорогостоящее занятие.

– В чем заключается эта процедура?

– Автомобиль проходит под очень мощной струей воды. Таким образом мы очищали радиоактивный чернобыльский металл. Вопрос только, куда потом девать эту «грязную» воду.

– Японские власти утверждают, что все автомобили подвергаются проверке. Каким образом эти машины были загрязнены?

– Это мог быть дождь или туман, или ветер, который дул из зараженного района.

– А откуда вообще могла возникнуть эта партия?

– Вероятно, это какие-нибудь частники-перегонщики. Юридические лица в нынешней ситуации строго следят за контролем.

– Некоторые дилеры сегодня запаслись дозиметрами, чтобы наглядно показывать клиентам «чистоту» продаваемых автомобилей. Насколько эта мера оправдана?

– Большой нужды в этом нет, поскольку новые автомобили ввозятся в контейнерах, а подержанные преимущественно на грузопассажирских паромах открытого типа и больше открыты внешним воздействиям.

– Япония производит не только машины, но и комплектующие, электронику, даже одежду. Почему ажиотаж именно вокруг автомобилей?

– Я не могу сказать, насколько эти отрасли японской промышленности обеспечены экспертами. Проблема такая есть. Если у вас в компьютере окажется источник радиоактивного излучения, в этом будет мало хорошего. Проверять надо все.

– На ваш взгляд, что следует делать с этими автомобилями дальше?

– Я думаю, что гораздо выгоднее с экономической точки зрения отправить их обратно в Японию. Ведь не все же автомобили, которые идут оттуда, заражены. Значит, есть возможность ввозить нормальные. Вот пусть и ввозят.