По мнению Александра Лукина, директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС (в МГИМО), бурный рост китайской экономики, происходящий в последние 20 лет, поставил перед ней острую проблему нехватки ресурсов.

Китай превратился из экспортера нефти и угля в чистого импортера, он закупает за рубежом газ, уголь, нефть, которые используются для производства электроэнергии. Последнее два-три года, используя падение цен на ресурсы, вызванное мировым кризисом, китайские компании активно начали скупать предприятия добывающей промышленности за рубежом. И, тем не менее, в стране наблюдается нехватка электроэнергии, доходящая до того, что правительства отдельных регионов используют веерные отключения на несколько часов для ее экономии.Китаю жизненно необходимо напрямую закупать за рубежом электроэнергию, которая нужна ему остро и срочно для обеспечения экономического развития. Такая электроэнергия есть на российском Дальнем Востоке.

В 2006 году Китайская государственная электросетевая корпорация запрашивала у России 60 млрд кВтч в год к 2020 году. Пока Россия экспортирует лишь немногим более 1 млрд кВтч.  Для увеличения объемов экспорта необходимо соединение российской и китайской энергосистем на высоком классе напряжения (500 кВ).  Ожидается, что уже в 2012 году появится возможность увеличить экспорт электроэнергии в Китай до 5 – 6 млрд. кВтч в год.   

Однако, сегодня отсутствует механизм справедливого распределения доходов от экспорта электроэнергии из регионов Дальнего Востока, исключающий перекрестные дотации или субсидирование. Это бьет не только по интересам регионального потребителя, но и по самим участникам рынка экспорта.

Чем больше электроэнергии будет уходить на экспорт, тем выше будут доходы энергокомпаний региона и выигрыш российских потребителей. Таким образом, экспорт энергии является фактором развития местных энергосистем и эффективным средством снижения тарифов для потребителей регионов-экспортеров. В то же время, несмотря на то, что государство контролирует работу  основных игроков  на рынке Дальнего Востока, а также регулирует сам этот рынок, отсутствует единая государственная политика в отношении формирования условий осуществления экспорта электроэнергии в Китай, - считает эксперт.

Источник: МГИМО