До восьмидесяти процентов аварий на морском транспорте на Дальнем Востоке происходит из-за так называемого «человеческого фактора». В то же время, государство в настоящее время не контролирует квалификацию морского персонала. Из-за этого, фактически, государственные органы в полной мере не в силах обеспечить безопасность судоходства. Об этом сообщил в ходе пресс-конференции во Владивостоке в четверг, 14 июля директор дальневосточного филиала ФГУ «Российский морской регистр судоходства» Виктор ГУБАНОВ.

По его словам, обеспечение безопасности на море включает в себя три составляющих: техническая безопасность, уровень квалификации команды и ответственность компании, эксплуатирующей судно. Из этих трех пунктов государство контролирует только один: техническое состояние судна. Кроме этого, госорганы ведут надзор за наличием у моряков дипломов, но не наличия курсов повышения квалификации, без которых обеспечить безопасность невозможно.

Для судов, совершающих международные перевозки,существует обязательная процедура сертификации компании. Для компаний, которые работают в российскихводах эта сертификация не обязательна, достаточно лишь лицензии. При этом официальных требований о повышении квалификации экипажа, государство так же не предъявляет, хотя 80% всех аварийных ситуаций случаются по причине человеческого фактора. Получается, что два составляющих безопасности из трех не контролируются со стороны государства, и ложатся целиком на кампанию перевозчика.

«Все пассажирские суда проходят обязательные освидетельствования каждый год. Судно поднимается на берег, или ставится в док для осмотра подводной части. Осмотр ведется специалистами по трем направлениям: корпус, механическая часть и электрооборудование.Я опасений за наши суда не испытываю. Те суда, которым мы выдали квалификационные документы – находятся в годном для работы состоянии. Может не все из них выглядят очень красиво, в силу климатических условий, но с технической стороны – исправны все. А вот за квалификацию персонала я не уверен»,– заверил Виктор Губанов.

На пресс-конференции также было отмечено, что в последнее время упал престиж морской профессии. Абитуриенты идут в морские учебные учреждения неохотно. Сейчас в дальневосточном бассейне средний возраст работающих перевалил за 50 лет. Раньше в моряки шли с удовольствием, потому что она давала возможность увидеть мир, и хорошо оплачивалась. Сейчас каждый может купить туристическую путевку и поехать напрямую, без долгосрочных и утомительных морских переходов. Кроме того, в настоящее время, работа не оплачивается должным образом.