Компания «Роснефть» отказалась снизить цены на бензин по требованию ФАС.  В письме, подписанном президентом госкомпании Эдуардом Худайнатовым, Роснефть предлагает антимонопольному ведомству изменить формулу расчета конкурентной цены, а также предупреждает: если давление ФАС на розничные цены не прекратится, РФ ждет вторая волна бензинового кризиса. В службе пока не комментируют письмо Роснефти, передает «Коммерсантъ».

Напомним, что 29 июня ФАС России предупредила сразу восемь компаний, в том числе,  НК «Альянс» и «Роснефть» о необходимости снижения цен на топливо. Компаниям направлены предупреждения о приведении цен внутреннего рынка в соответствие с рыночными условиями.

В результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок вывозных пошлин цены внутреннего рынка должны были снизиться до экономически эффективного уровня в соответствии с принципом равноэффективности поставок на внутренний и внешний рынки, полагают в ведомстве.

Примечательно, что в начале мая 2011 года ФАС России уже направляла письмо в нефтяные компании о принятии мер по снижению цен на нефтепродукты. Однако большинство нефтяных компаний сослались на временной лаг между снижением net-back на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка (порядка 2-3 недель).

Как отмечают в ФАС, с мая по июнь цены внутреннего рынка превышают мировые цены. Так, премия внутреннего рынка по дизельному топливу составляет 1500-3000 рублей на тонну, по бензину - 4000-6000 рублей на тонну.

В июне мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12% и 17% соответственно, а расчетный net back - на 17% и 22% соответственно. Однако на внутреннем рынке снижение цен НПЗ составило не более 2-3%, а на АИ-95 цены даже выросли на 3%. Да и цены мелкооптового и розничного рынков также растут.

Стоит отметить, что если в июне 2010г. в розничной цене вклад стоимости бензина на НПЗ составлял 75 - 80%, от последующей реализации на нефтебазах 5 - 7%, а розничная маржа – 13 - 16%, то в аналогичном периоде 2011г. соотношение изменилось: доля НПЗ увеличилась до 82-83%, мелкооптового сегмента до 9%, а розничная маржа уменьшилась до 7- 8%.

Соответственно, уровень потребительских цен на топливо обусловлен необоснованным уровнем и динамикой цен в крупнооптовом и мелкооптовом звене. При этом нарушаются права и законные интересы независимых АЗС и потребителей топлива.

ФАС России считает необходимым, чтобы нефтяные компании обеспечили снижение оптовых цен на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями.