Во владивостокском аэропорту Минтранс ввел беспрецедентный для России режим «открытого неба», согласно которому любой иностранный перевозчик может летать туда сколько захочет, вне зависимости от условий соглашений об авиасообщении его страны с Россией; меру Министерства транспорта резко негативно оценивают российские авиаперевозчики, сообщает «Коммерсантъ».

Фактически речь идет о технических посадках, но и российских пассажиров иностранцам позволят забирать. Российские компании взамен могут получить дополнительные рейсы в страны, чьи перевозчики воспользуются режимом.

Ранее иностранные авиакомпании могли летать в страну только в рамках ограничений существующих межправительственных соглашений, а совершать промежуточную посадку на территории страны — только для дозаправки (высаживать пассажиров или выгружать грузы было запрещено).

В первую очередь, режим открытого неба интересен китайцам, которые смогут обойти собственные ограничения в прямых рейсах в США. То есть, перелет через Владивосток окажется китайским перевозчикам эквивалентен прямому рейсу, который по соглашению об авиасообщении между США и Китаем был бы запрещен.

Аэропорту режим «открытого неба» принесет дополнительные доходы, которые позволят хоть как-то компенсировать вложение государства $1 млрд в его реконструкцию.

Инициатором введения режима «открытого неба» стал гендиректор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко. Он отвечает за аэропорт Владивостока с 2008 года, когда президент Дмитрий Медведев своим указом передал Шереметьево контрольный пакет акций аэропорта для подготовки объекта к саммиту АТЭС (пройдет в сентябре 2012 года).

В пресс-службе Шереметьево говорят, что режим «открытого неба» позволит увеличить транзитный пассажиропоток на 1-5 млн пассажиров в год (за 2010 год аэропорт обслужил 1,2 млн пассажиров, занимает 13-е место в России по этому показателю).

Российские перевозчики восприняли решение Минтранса резко негативно из-за того, что они в значительной степени ограничены условиями межправительственных соглашений России, например, с тем же Китаем или США, а потому не смогут воспользоваться в полной мере введением режима «открытого неба».

Источник газеты в одной из авиакомпаний уже назвал ситуацию «госвредительством». Собеседник издания опасается, что иностранные конкуренты не только получат дополнительные возможности, но и отберут часть существующего пассажиропотока российских перевозчиков.