- Александр Иванович, разрешите поздравить вас и ваших коллег с прошедшим профессиональным праздником. Вы его как-то отмечали?

- Отмечали, конечно.  Торжественное собрание, посвященное Дню юриста, организованное нашим Управлением совместно с Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации  «Ассоциации юристов России» состоялось в здании Пятого апелляционного Арбитражного суда. На нем присутствовало большинство представителей юридического сообщества края, а лучшие представители юридической профессии были отмечены наградами.

- А много людей в Приморье считают День Юриста своим профессиональным праздником?

- Юридическое сообщество на территории Приморского края представлено достаточно широко. Это и законодатели – депутаты и работники аппарата Законодательного Собрания Приморского края, представители исполнительной власти - юристы, работающие в Администрации Приморского края и администрациях муниципальных образований, городских и сельских поселений. А лучшие, на мой взгляд, представители юридической профессии осуществляют правосудие в Приморском краевом суде, Арбитражном суде Приморского края, Пятом апелляционном Арбитражном суде, в районных и городских федеральных судах, в мировой и военной юстиции. И, пожалуй, самую значительную часть юридического сообщества края сегодня составляют сотрудники правоохранительных органов.


- А какими, так сказать, трудовыми победами приморские юристы отметили этот праздник?

- Как раз в преддверие Дня юриста именно на базе Центра бесплатной юридической помощи при Управлении Министерства юстиции по Приморскому краю была организована Неделя бесплатной юридической помощи. В мероприятии приняли участие адвокаты, нотариусы, представители различных государственных структур.

- И каковы же результаты и может ли подобная практика войти в систему? Не секрет, что юристы не очень рвутся оказывать бесплатные услуги населению…

- Несмотря на то, что оказание бесплатной юридической помощи населению не является сегодня прямым полномочием Управления Минюста России по Приморскому краю, мы считаем указанное направление деятельности одним из приоритетных в рамках решения задач по обеспечению законных прав и свобод граждан. Главное в этой работе мы видим в том, чтобы как можно больше граждан смогло воспользоваться конституционным правом на получение квалифицированной юридической помощи.

Совместно с Приморским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация Юристов России» на базе нашего Управления летом текущего года создан Центр оказания бесплатной юридической помощи населению, ориентированный, прежде всего, на малообеспеченные и социально незащищенные слои населения.  

Также мы регулярно проводим выездные дни бесплатной юридической помощи в городах и районах края, стараясь тем самым охватить большую географию работы Центра. Сотрудники Управления совместно с юристами из регионального отделения «Ассоциации Юристов России» в 2011 году выезжали для оказания юридической помощи населению городов Уссурийск, Находка, Партизанск, Арсеньев, Большой Камень,  Спасск-Дальний и другие муниципальных образований края. К этой работе мы постоянно привлекаем и специалистов других государственных органов, а также адвокатов и нотариусов.

Полагаю, что с принятием 21 ноября этого года  Федерального закона №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» данная работа будет существенным образом активизирована. Новый закон определил участников системы бесплатной юридической помощи, которая сегодня может быть как государственной, так и негосударственной, а также регламентировал вопросы, касающиеся финансового обеспечения этой работы, в том числе оплаты труда адвокатов.

- Как известно, одной из задач вашего ведомства является противодействие экстремизму. Что входит в это понятие? Где граница между экстремизмом и не экстремизмом? А то складывается впечатление, что сегодня в это понятие входит все, что угодно...

- Правовое понятие экстремистской деятельности дается в Федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Этот Закона трактует экстремистскую деятельность как, в первую очередь, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность. Также под определение экстремизм подпадает и деятельность по  возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение его прав, свобод и законных интересов по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.

Профилактические меры, направленные на предупреждение экстремизма, нашим Управлением осуществляются еще на стадии государственной регистрации некоммерческих организаций посредством проведения правовой экспертизы представленных документов. В процессе экспертных исследований выявляется наличие в  учредительных документах признаков, указывающих на возможный экстремистский характер деятельности будущей некоммерческой организации. В этом случае мы, естественно, отказываем в регистрации таким организациям.

При выявлении организаций экстремистского или националистического характера Управление совместно с прокуратурой и другими правоохранительными органами принимает меры для их ликвидации и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Кроме того, мы проводим мониторинг материалов электронных СМИ на предмет содержания в них признаков экстремизма. Результаты мониторинга ежемесячно направляются Губернатору Приморского края и в Прокуратуру Приморского края.

- А конкретные примеры такой работы привести можете?

Могу. Например, в ходе такого мониторинга в 2011 году было выявлено два интернет-сайта, содержащих постоянно обновляемые информационные материалы, содержащиеся в Федеральном списке экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации. Результаты мониторинга были направлены УФСБ России по Приморскому краю, УМВД России по Приморскому краю, Прокуратуру Приморского края для проведения проверок в рамках предоставленных полномочий.

- Теперь давайте поговорим об антикоррупционной экспертизе. Какова процедура проведения?

- Каждый нормативный акт, принимаемый Законодательным Собранием Приморского края, Губернатором Приморского края или Администрацией Приморского края, иными исполнительными органами Приморского края в течение 30 дней проходит обязательную антикоррупционную экспертизу в Управлении Минюста России по Приморскому краю.
 
Так, за прошедший 2011 год нами проведено 889 таких экспертиз, коррупциогенные факторы были выявлены в 9 актах. На сегодняшний день эти факторы устранены в 5 актах. В то же время в 4-х постановлениях Администрации Приморского края коррупциогенные факторы, выявленные Управлением, пока не устранены. Это постановления, разработанные управлением рыбного хозяйства Приморского края, департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и касающиеся порядка предоставления субсидий из краевого бюджета. В указанных актах выявлен такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). Администрация согласилась с замечаниями Управления, изложенными в заключениях по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, и ведет работу по исключению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах Приморского края.

- Обращаются ли к Вам общественные организации, обычные граждане по вопросам проведения антикоррупционных экспертиз?

- Пока ни одна общественная организация или гражданин не обращались к нам с вопросами о проведении таких экспертиз. Хотя, конечно, мы могли бы использовать их информацию при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных актов Приморского края.

Вместе с тем, должен отметить, что в Российской Федерации создан и действует с 2009 года институт независимых экспертов – это граждане и организации, аккредитованные Минюстом России и уполномоченные на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность. Мы заинтересованы в тесном взаимодействии с независимыми экспертами, поскольку именно граждане и организации в своей жизни и деятельности повседневно сталкиваются с фактами коррупции, а значит их информация может быть нами также использована при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правых актов Приморского края.

- Кто может быть таким независимым экспертом?

- Чтобы попасть в число независимых экспертов, достаточно написать заявление в произвольной форме и направить его в Минюст России. Процедура аккредитации утверждена специальным приказом ведомства. Все достаточно просто. К заявлению гражданину надо приложить копии диплома, трудовой книжки, а также документа, удостоверяющего личность. Для юридического лица к заявлению необходимо приложить заверенную копию свидетельства о государственной регистрации, список сотрудников организации, отвечающих требованиям к аккредитации физического лица, а также копии документов об образовании, трудовых книжек и документов, удостоверяющих личность этих сотрудников.  Решение об аккредитации принимается в течение двадцати рабочих дней, затем человеку должны выдать соответствующее свидетельство - бесплатно.

- Может ли Министерство юстиции давать оценку законодательным актам? Например, актам, регулирующим госзакупки. Если да, то каким образом? Может ли Министерство юстиции давать оценку действиям власти? И что надо сделать для этого?
 
- Управление проводит антикоррупционную экспертизу только региональных актов, поэтому законодательство о госзакупках, которое является федеральным, нами не может проверяться. Также не может орган юстиции давать оценку действиям власти. Наша задача - проверять законность принимаемых нашей краевой властью нормативных актов, а также наличие в этих актах коррупциогенных норм.